Михаил Елизаров (интервью) // "Artmageddon", 10 марта 2012 года

Mar 10, 2012 17:12





МИХАИЛ ЕЛИЗАРОВ: ЛИТЕРАТУРА, ЭТО НЕ КАТЕГОРИЯ «ИНТЕРЕСНО», А СКОРЕЕ «МУЧИТЕЛЬНО»

Он непредсказуем и многогранен. Плоть текста притягивает его и в литературе и в музыке. Всё меньше интереса ему доставляет писать романы, а больше манит форма рассказов и эссе. Благо времени хватает на многое. Его «Pasternak» и «Библиотекарь» вбиты гвоздями в фундамент актуальной словесности сегодняшнего дня. Но он, как говорит сам, пишет книги не для себя, а для читателя. Пускай читатель ищет и находит в его текстах собственную метафизику. Причём каждый свою. Всё равно Михаил Елизаров не перестанет быть интересным для себя и других. Мы задали писателю несколько волнующих нас вопросов.

― Михаил, добрый день! Что Вы сейчас готовите в литературном плане, к чему готовиться читателю, что это будет?

― Пишу сборник рассказов. Думаю, к осени выйдет. Хотя на все воля божья.

― Насколько Вам интересно заниматься литературой именно сегодня, ведь Вы проявляете себя еще параллельно и в музыке? Или одно дополняет другое? Насколько Вам комфортно на сцене? Кстати, как прошел концерт в Музее Эрарта 3 марта?

― Литература, это не категория «интересно», а скорее «мучительно». Музыкальный проект, которому я посвятил последний год ― это тексты под гитарный ритм, литература с аранжировкой. Поскольку книжная площадка разит безысходностью и коррупцией, я соорудил для себя дополнительную сцену ― где пою. Там чуть посвободнее. То есть, певческая площадка ― не зона комфорта, а место работы и необходимой отдачи ― я вижу зрителя.

Концерт в Эрарте вроде прошел хорошо. Если я отработал три часа, и не заметил этого ― значит все было правильно. Правда, там располагающая обстановка ― театра, а не кабака. Не люблю, когда зритель выпивает и закусывает.

― Насколько «Библиотекарь» стал для Вас граничным и переломным романом и стал ли он таковым, в плане вопроса ― что писать дальше? Насколько премия за него повлияла на Вас и была ли неожиданностью?

― Библиотекарь был самым «успешным» романом. А переломной является каждая книга. Премию, конечно, никто не ждал. Порадовала она.

― Своими книгами Вы больше рассказываете возможные истории происходящего в реальности или отвечаете на какие-то лично свои глубинные метафизические вопросы? Они больше для читателей или для Вас лично?

― Книги для читателей, мне самому они не нужны. Ни на какие вопросы я не отвечаю, просто делаю, что получается, и не задумываюсь о генезисе текста. Взялся откуда-то и слава Богу.

― Как Вы оцениваете современное российское литературное сообщество? Насколько сегодня, на ваш взгляд, оно интересно читателю и актуально к повседневности?

― Современное литературное сообщество вряд ли чем-то отличается от литсообщества столетней давности ― такова природа сообществ и литературы. Все одно и тоже. Есть мейнстрим, масскульт, кланы, коррупция ― все тоже самое, только за мелкий кэш. Литературы сдала свои позиции кинематографу, он правит умами.

― Кого из современных писателей и музыкантов считаете «соратниками по оружию»?

― Я ни с кем не воюю, поэтому мне не нужны соратники.

― Вы несёте ответственность за то, что несете читателю в песнях и книгах и вас волнует то, как он этим распорядится?

― Это уже патология ― беспокоиться о том, как распорядится моим словом читатель или слушатель. Я не настолько ответственный человек. И не настолько тоталитарный ― пусть делают, что хотят.

― Расскажите о сотрудничестве с Олегом Нестеровым и «Капеллой Берлинских Почтальонов», оно будет иметь продолжение?

― Да не было сотрудничества. Было одноразовое выступление ― спел Лили Марлен. У меня куда больше было совместных концертов с группой «НОМ» или «Бахыт ― Компотом».

― Сегодня в России состоялись выборы президента, которые, увы, ничего не изменили. Как Вы считаете, долго ли еще продлится единовластие, когда формула «один и навсегда» навязывается повсеместно? И проявление гражданской активности будет иметь продолжение?

― Это все нэповский спиритизм: «дух льва толстого, долго ли продержится власть большевиков?». Скажу честно ― мне все равно. Меня мутит от «гражданской активности». Я хочу вселенской катастрофы, а не честных выборов.

― Ваше самое большое потрясение за последнее время от литературы/кино/музыки?

― Пелевинский «S.N.U.F.F» ― превосходный роман. Но это не категория потрясения ― это просто радость от произведения искусства.

Беседовал Александр Пролетарский
.

интервью

Previous post Next post
Up