<...>
- Александр, а жалко терять таких авторов, как Прилепин, Елизаров?
- Естественно, жалко. С другой стороны, это объективный процесс. Такое везде происходит: маленькое издательство находит авторов, нянчится с ними, выпускает книги без особых шансов на успех, и как только автор начинает в коммерческом плане набухать, как спелое яблочко, его подхватывают горячие лапки книжных олигархов. Но нужно сказать, что когда это яблочко отрывается от ветки, оно, как правило, очень быстро переходит в состояние гниения. То есть, не всегда, далеко не всегда союз с крупным капиталом является для писателя выигрышным. Почти никакой автор не может выдавливать из себя по одному-два романа в год, как того требуют крупные издательства. У автора есть вдохновение, настроение, жизненные циклы. И часто происходит превращение серьёзного, талантливого писателя в товарный фетиш… С другой стороны, некоторые авторы к нам возвращаются. Захар Прилепин свою «Десятку» выпустил у нас, и она прозвучала. Владимир Сорокин обещает написать книгу для нашего издательства… Сейчас мы начинаем серию маленьких книжек, которые будут очень демократичными по цене. В этих книжках хотим представить известных авторов короткими текстами - эссе, тремя-четырьмя рассказами. Михаил Елизаров написал блестящий текст об Аркадии Гайдаре, и мы хотим его и несколько рассказов Гайдара опубликовать в виде такой маленькой книжки.
- Чем можно объяснить заявление некоторых, в том числе и успешных писателей, что они завязывают с литературой? Можно вспомнить Германа Садулаева, того же Михаила Елизарова.
- Люди хотят обратной реакции. Они же отправляют нам послания, а откликов нет. Настоящих, серьёзных… Скажу, наверное, странную вещь, но у российского автора нет карьеры. В определённом смысле любой человек, в том числе и писатель, претендует на какую-то карьеру. Чтобы у него был не только внутренний творческий рост. Чтобы он рос и в читательских глазах. Сейчас такая карьера очень сложна. Писатель живёт этаким пунктиром от одной публикации к другой, то всплывает, то пропадает, кто-то вообще исчезает. И это для писателей не очень благоприятная ситуация. Десоветизация привела к разрушению литературы как культурного и общественного института. Вроде много всего и пишут, и издают, а сказать, что есть нечто цельное под названием современная русская литература, сложно. Скорее, есть двадцать современных литератур с очень малым числом читателей. И автор теряется, у него иногда опускаются руки. Да и вообще очень мало кому в мире литература позволяет существовать на заработанные деньги. Почти невозможно существовать на литературный заработок. В позднесоветское время у большинства писателей была социальная защита, крупные гонорары, Дома творчества, профсоюзы. Сейчас всего этого нет. Каждый возделывает свою грядку.
<...>
отсюда.