"Писец, изысканный сердцем..." 19 февраля.

Feb 15, 2014 02:56

Уважаемые дамы и господа!

19 февраля в 19.00 мы рады пригласить Вас на торжественное открытие выставки "Писец, изысканный сердцем", посвященной памяти Олега Дмитриевича Берлева (1933-2000) - выдающегося русского египтолога, чье наследие хранится в рамках Мемориального фонда "Духовное наследие Древнего Востока" Библиотеки-культурного центра им. М.А. Волошина.

Одновременно на вечере будет представлено русское издание знаменитой книги Николаса Ривза "Эхнатон. Лжепрорк Египта", а также состоится моя лекция "Эхнатон. Загадка песков Амарны".



Вход свободный. Добро пожаловать!

Библиотека-культурный центр им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО. Новодевичий проезд, д. 10.

«Писец, изысканный сердцем, терпеливый в суждении, словам которого радуются, когда их слышат, искушенный в иероглифах. Нет ничего, чего бы он не знал. Он первый и в доблести и в искусстве богини Сешат… Благородный, тонкий умом, посвященный в знание…»

Из папируса Анастази I, XIII-XII вв. до н.э.



В истории российской науки о Древнем Египте имя Олега Дмитриевича Берлева занимает особое место. Он, несомненно, - яркий продолжатель энциклопедической, известной на весь мир русской египтологической школы, основателями которой были выдающиеся востоковеды - В.С. Голенищев (1856-1947) и Б.А. Тураев (1868-1920). Им повезло стать специалистами до того, как отечественная египтология была почти полностью изолирована от мировой, а советские ученые потеряли возможность даже побывать на берегах Нила, изучая культуру и историю страны фараонов только лишь по памятникам, хранящимся в музеях СССР.

Олег Берлев родился 18 февраля 1933 года. Годы юности были трудными: сын «врага народа» воспитывался в детском доме города Пятигорска, оставленный там матерью, боявшейся разделить судьбу супруга, расстрелянного по ложному обвинению и реабилитированного в 1956 году. Страх перед репрессиями преследовал Олега Дмитриевича всю жизнь. Именно поэтому в архиве ученого годами хранились все грамоты, поощрения и иные документы с профилями Сталина, а справка о реабилитации отца была размножена на много десятков копий. Талантливый студент, педантичность и изысканность которого так хорошо видна на ранних фотоснимках, на которых перед нами предстает, скорее, студент Итона, нежели выпускник провинциального детского дома, показывает блестящие результаты в учебе, с детских лет увлекшись Древним Египтом.

Став референтом В.В. Струве - противоречивого колосса советского востоковедения, О.Д. Берлев получает возможность переехать в Ленинград - город мечты и надежды стать египтологом. Вместе с Берлевым в Ленинград переезжает его бессменная спутница А.И. Еланская: молодые люди познакомились в Пятигорске, оба были детьми «врагов народа» и очень рано решили соединить судьбы. Этот союз продлился до конца жизни Олега Дмитриевича. В ленинградском университете для египтолога было только одно место; Алла Ивановна уступила его супругу, сначала специализировалась на истории Египта XIX века, а позже избрала для себя коптологию - науку о египетских христианах, при жизни став классиком в своей области.

Но вернемся к О.Д. Берлеву. Его неизменной страстью была блистательная эпоха Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.) - время расцвета египетской литературы и искусства. Ученый сотнями переводит тексты, публикует блистательные исследования социальных аспектов истории этого времени, начинает заниматься подлинными египетскими древностями, хранящимися в музеях Москвы, Ленинграда, а позже - и теми, что пылились в запасниках провинциальных музеев страны. Публикаций у Олега Дмитриевича было не так много, но зато каждая - отточенная во всех деталях, написанная с истинным озарением, какие бывают только у выдающихся ученых. Эти монографии и статьи, в которых ценно каждое слово, несмотря на «железный занавес» были высоко оценены в Европе.

Погружение в Древний Египет - в излюбленные эпохи, к подножию пирамид и во тьму храмов, происходило в крохотной двухкомнатной ленинградской квартире, поблизости от станции метро «Удельная». Эта квартира скорее напоминала собой библиотеку: бесчисленные стеллажи с книгами, картотека, любимые слепки с египетских вещей Эрмитажа и Музея изобразительных искусств в Москве. Именно в московском музее, среди памятников, которые некогда с любовью и знанием покупал в Египте В.С. Голенищев, О.Д. Берлев нашел свою отдушину. Хранитель коллекции, египтолог С.И. Ходжаш, предоставила исследователю возможность изучать подлинники без каких-либо ограничений, став его соавтором. Итогом этой работы стали превосходные каталоги. Первым, в 1982 году, вышел том «Рельефы и стелы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина», который ленинградское издательство «Аврора» издало на английском языке, открыв для мировой египтологии сокровища московского музея. Позже были написаны и другие работы, посвященные саркофагам, сосудам, статуэткам-ушебти из собрания ГМИИ. Увы, они остаются неизданными, а потрясающий каталог египетской скульптуры из собрания музея увидел свет в 2004 году, уже после кончины своего основного автора. В 1998 году во Фрейбурге вышел грандиозный том, объединивший в себе памятники искусства древнего Египта из музеев стран бывшего СССР, на английском языке, встреченный с восторгом в Европе и почти неизвестный в России. Все банально и, увы, характерно для русской культуры: уважаемый за границей и забытый дома гений.

В Египте Олегу Дмитриевичу посчастливилось побывать всего лишь раз, в 1998 году. Это была короткая туристская поездка. Рассказывали, как выдающийся ученый сидел на базе колонны в храме богини Хатхор в Дендере, касался пальцами древних камней и тихо шептал: «Не верю!» А.И. Еланская так и не побывала в стране, которой отдала всю свою жизнь, опубликовав фундаментальную грамматику коптского языка, многочисленные переводы коптских текстов из собраний ГМИИ и Российской национальной библиотеки.

В библиотеке Института восточных рукописей РАН (в те годы - ЛО ИВАН) у О.Д. Берлева был свой стол. Там заполнялись карточки новыми публикациями на нескольких языках, принимались аспиранты, с которыми ученый всегда охотно делился своими невероятными знаниями. Увы, но там же был и агрессивный «цех» коллег. Люди редко прощают чужое интеллектуальное и личностное превосходство, а потому в последние годы стол опустел.

Последнее десятилетие жизни Олег Дмитриевич почти не выходил из дома, окончательно погрузившись в свой особенный египетский мир, сжатый рамками двух комнат хрущевского дома, но, несмотря на это, не менее грандиозный, чем у тех, кто имел возможность бывать в Египте, раскапывая храмы Карнака или мириады забытых гробниц. Чтобы спасти супруга от чужой ненависти, Алла Ивановна пропускала через руки всю адресованную ему переписку, передавая лишь то, что действительно имело отношение к науке или же могло его порадовать. Раз в год, в рождественские праздники, О.Д. Берлев брал трубку телефона и лично принимал поздравления.

В 2000 году Олег Дмитриевич ушел в лучший мир. А.И. Еланская пережила любимого супруга всего лишь на пять лет, тщательно сохранив его архив, неопубликованные рукописи, заметки, личные письма, фотографии. Сейчас эти бесценные документы, приобретенные Ассоциацией по изучению Древнего Египта «Маат» благодаря меценатам - финансовой корпорации «Открытие» и частным пожертвованиям, хранятся в Библиотеке-культурном центре им. М.А. Волошина в рамках «Мемориального фонда «Духовное наследие Древнего Востока»».

Этой выставкой мы хотим рассказать вам, уважаемые гости, о силе воли Ученого, которая позволила осуществить мечту о Египте, несмотря на все преграды, а также о невероятном богатстве его внутреннего мира. Оно отражено в исследованиях, книгах, поэзии, письмах и, конечно же, списках иероглифических текстов, выполненных изящным каллиграфическим почерком, которому мог бы позавидовать царский писец эпохи великих фараонов.

(с) Виктор Солкин

Древний Египет, Эхнатон, Берлев, выставка, Амарна, О.Д, книга

Previous post Next post
Up