Двенадцать вертикалей и голоса Карнака

Oct 11, 2009 22:51




Ипет Сут, «Самое совершенное место», храм, известный в наши дни под названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского государства на протяжении полутора тысяч лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнакский комплекс был административным центром и главной достопримечательностью восточной части знаменитого города Уасет, которому греки дали имя Фивы. Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных храмовых башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Покоренные народы Сирии-Палестины везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом. Южным пределом восточных Фив был связанный аллеями сфинксов с Карнаком Луксорский храм, посвященный культу царского Ка.

На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Западная вершина, гора, повелительница которой, Меретсегер, оберегала не только Долину царей и Долину цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан, а такжезаупокойные храмы царей и цариц. Среди последних особенно значительными были поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, Рамессеум, посвященный памяти Рамсеса II Великого и комплекс Рамсеса III в Мединет Абу. Здесь же, на западном берегу, среди неприступных, обожженных солнцем скал, находились небольшие поселки, в которых жили рабочие и художники, высекавшие в скалах гробницы царей и вельмож, бальзамировщики, храмовые писцы и крестьяне. «Город живых», расположенный на восточном берегу Нила, и «город мертвых», традиционно для египтян находящийся на западе, были неразрывными частями великого фиванского государства солнечного «царя богов» Амона-Ра, его небесной супруги Мут и их лунного сына Хонсу, пребывающих в Карнаке.



Карнакский храмовый комплекс состоял из трех больших частей: «дом» самого Амона в центре, примыкающий к нему с юга храм Мут, «владычицы Ишеру», подковообразного озера, окружающего святилище богини, и небольшого храма древнего фиванского бога войны Монту, расположенного к северу от резиденции Амона. Храм Хонсу находился в юго-западной части территории, принадлежащей его божественному отцу. С самого начала Нового царства, т.е. с 16 в. до н.э., и вплоть до греко-римского времени цари расширяли территорию комплекса до тех, пока только Амону не было посвящено 123 гектара земли.




Храм сильно пострадал во время религиозной реформы Эхнатона. Карнак переживал страшные годы: строительство прекратилось, отправление божественных культов было прекращено, а изображения и даже имена ненавистного царю-еретику бога Амона тотально уничтожалось. Более того, именно здесь, в Карнаке, в восточной части территории храма Амона Эхнатон построил новому богу два святилища, которые были полностью разобраны после краха Амарнской реформы и использованы для сооружения новых зданий во славу Амона. В эпоху Нового царства, каждый фараон, едва взойдя на престол, начинал сооружение своего собственного вклада в украшение и расширение обители своего божественного отца Амона. В результате, уже при первых царях XVIII династии, перестроивших скромное святилище Среднего царства, были заложены основы будущего гигантского «дома бога».

При Аменхотепе I и Тутмосе I храм, дополненный новыми святилищами из сливочно-желтого алебастра, был обнесен новой каменной стеной. По приказу Тутмоса I выдающийся зодчий Инени, создатель канона храмового строительства эпохи Нового царства, украшает новое святилище Амона гигантскими обелисками и колоссальными царскими осирическими пилястрами. В своей автобиографической надписи, сохранившейся в гробнице зодчего, Инени так пишет о своих работах в Карнаке:
«Я наблюдал за памятниками великими, которые создал он (т.е. Тутмос I - В.С.) в Карнаке, - за возведением великолепного зала с папирусовидными колоннами, за возведением великих пилонов по обеим его сторонам из прекрасного камня, за возведением великолепных мачт у двойных ворот храма из нового лучшего кедра с отрогов Ливана, и верхушки их - из электрума… Я наблюдал за возведением великих ворот по имени «Амон могуч обилием», и дверь великая в них - из азиатской меди, и «тень бога» (т.е. изображение Амона - В.С.) была на ней, изваянная из золота. Я наблюдал за возведением двух обелисков великих у двойных ворот храма…»




Грандиозную строительную программу Тутмоса I продолжила его дочь Хатшепсут. Двадцать два года единолично процарствовавшая в Египте, Хатшепсут опиралась в своих действиях, прежде всего, на жречество Амона. Хапусенеб - «начальник всех работ царя» царицы лично руководил перестройкой и расширением Карнака, создавая новый храм, называвшийся «Хатшепсут божественна в памятниках». Из восхитительного красного песчаника было сооружено новое святилище для ладьи бога, известное сегодня как «Красная капелла» Хатшепсут. По приказу царицы была убрана часть колонн гипостильного зала ее отца, а на их месте под руководством фаворита царицы, великого архитектора Сененмута, воздвигнуты два обелиска из красного асуанского гранита, высотой 32 метра каждый. Также обелисками, к сожалению не сохранившимися, царица украсила и дополнительное колоссальное алебастровое святилище, посвященное восходящему солнцу, примыкавшее к храму Амона с востока. Рельефами, иллюстрирующими доставку на огромных кораблях и установку гигантских обелисков в храме, Хатшепсут повелела украсить стены «Красной капеллы» и заупокойного храма в Дейр эль-Бахри. Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом. В надписи на одном из обелисков от лица Хатшепсут говорится:
«Сотворила я это с любящим сердцем для отца моего, Амона,
Посвященная в таинство его начала начал,
Знающая о мощи его благотворной,
Не забывающая о приказаниях его.
Величество мое знает его Божественность,
Творила я под началом его;
Это он вел меня,
Не назначала я работ без приказа его.
Это он отдавал распоряжения,
Не спала я, (размышляя) о храме его,
Не отступала от того, что он возжелал.
Был Сиа сердцем моим перед моим отцом,
Познала я замысленное сердцем его.
Не поворачивалась я спиной к городу Владыки всего сущего,
Но лицом своим к нему устремилась.
Знаю я Ипет Сут - место пресветлое на земле,
Почтеннейший холм предвечных времен,
Око Священное Владыки всего сущего,
Место его излюбленное, что несет его красоту,
Наполняющую послушных ему…

Скажу я людям времен грядущих,
Тем, кто памятник узрит моему отцу посвященный,
Тем, кто будет говорить и спорить,
Тем, кто обратится к потомкам своим -
Вот, было это, когда во дворце восседала,
Размышляя о моем создателе,
Подсказало сердце мое сотворить для него
Два обелиска, что (покрыты) электрумом,
Высота которых достигают небес,
В священном колонном зале
Между вратами великими царя,
Быка могучего, властителя Аахеперкара, Хора победоносного.
Вот, мечется сердце мое туда и обратно,
Думая, что же скажут люди,
Те, что увидят памятники мной сотворенные, спустя годы
И будут говорить о том, что я совершила.
Не говорите: «мы не знаем, мы не знаем,
Как воздвигли это?
Как гору золота сотворили,
Словно было то делом обычным?»

Я поклялась: как любима я Ра,
Как благоволит мне Амон, отец мой,
Как овеяны ноздри мои дыханием жизни и властвования,
Как ношу я корону хеджет,
Как предстаю я в короне дешрет,
Как воссоединил подо мной Господь Египет,
Как правлю я страной, подобно сыну Исиды,
Как могуча я, подобно сыну Нут,
Как Ра заходит в ладье вечерней,
Как восходит он в ладье утренней,
Как воссоединяется он с матерями своими в ладье божественной,
Как незыблемо небо, как длится творение бога,
Как буду я вечна, подобно звезде нерушимой,
Как пребуду я в жизни, подобно Атуму -
Так будут эти два обелиска великих,
Покрытых электрумом для Величества отца моего, Амона,
Чтобы имя мое нетленным было в храме его,
В вечности и бесконечности;
Вот они - каждый из гранита прочного,
Из камня целого, воистину, без соединений!..

Услышав это, не говори, что это похвальба,
Но скажи: «Как похоже это на нее,
Как достойно отца ее!»
Вот, знает меня бог превосходно,
Амон, Владыка престолов Обеих земель;
Наградил он меня,
Сделал правителем Черной земли и земли Красной;
Никто не смеет восстать во всех странах против воли моей.
Подчинены мне все земли чужие,
Расширил он границы мои до пределов небес,
Повелеваю я всем, что обходит диск солнечный.
Дает он такое тому, кто пришел из него,
В знании, что буду я для него всем править.
Я, воистину, дочь его от плоти его,
Та, что служит ему, зная все его пожелания,
Награжденная отцом жизнью, здравием, властью,
На престоле Хора живущая в вечности, подобно Ра».

Обелиски Хатшепсут интересны еще и тем, что к обычным в таких случаях иероглифическим надписям, покрывающим их стороны, здесь были добавлены ритуальные и коронационные сцены, иллюстрирующие близость царицы к своему небесному отцу. Таким образом фараон-женщина пыталась легитимизировать свою власть.

Ахменну - «блистательный памятниками» - так назывался большой юбилейный храм, построенный в Карнаке после смерти царицы ее пасынком и соперником, фараоном Тутмосом III. Здесь во время его правления проводились ритуалы празднества сед; века спустя в Ахменну проводились посвящения в жрецы бога Амона. В одной из надписей, посвященных сооружению храма, говорится даже о личном участии царя в создании плана сооружения; о предназначении храма говорят уникальные колонны его гипостильного зала, выполненные в виде огромных расписных шестов, поддерживающих крышу царского тента. В небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, сохранился так называемый Царский список Карнака - перечень всех царей-предков Тутмоса III. В восточной части комплекса находились небольшое подобие царского поминального храма: дополнительные помещения, посвященные Амону-Ра (центральное), богу мертвых Сокару (южное) и солнечному культу (северное). Неподалеку находился и знаменитый «Ботанический сад» - помещение, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Не стоит забывать, что в древности эти изображения свидетельствовали не столько о наблюдательности египтян, сколько об их желании проиллюстрировать многообразие жизненных форм, созданных богом.




В центральной части храма Амона Тутмос III разобрал святилище божественной ладьи, возведенное при ненавистной Хатшепсут, и на его месте построил свое собственное. Перед ним был также возведен знаменитый «Зал анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах.
«Я следовал за благим богов, владыкой правды, царем Верхнего и Нижнего Египта Тутмосом III, - говорит Чанини в своей гробничной надписи. - Я видел победы царя, одержанные им во всех странах, когда он пленял князей финикийских и уводил их в Египет, когда он облагал данью все города их и срубал деревья их, и никакая страна не могла устоять против него. Я увековечил победы, одержанные им во всех странах, в письме сообразно совершенному».

В центре «Зала анналов» были установлены два уникальных геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта. Кроме того, при Тутмосе III в Карнаке до потолка храма заложили каменной кладкой золоченые обелиски ненавистной Хатшепсут. Впрочем, словно по усмешке судьбы, обелиски царицы победили века, а от обелисков самого Тутмоса, стоявших перед новым пилоном, остались лишь разрозненные фрагменты.

Со времени Хатшепсут началось строительство дополнительной оси храма, ведущей от святилища Амона по направлению к комплексу богини Мут. Здесь, в многочисленных дворах между колоссальными пилонами, стояли бесчисленные статуи вельмож и жрецов, Ка которых таким образом были удостоены ежедневных жертвоприношений, поминовения и участия в богослужениях. Тутмос III воздвиг перед построенным здесь пилоном два собственных колосса и обелиски, один из которых в настоящее время находится в Стамбуле. Поверхность самого пилона украшают рельефы, изображающие триумф Тутмоса III, побивающего палицей «пучок» врагов в присутствии бога Амона и Уасет - богини-персонификации Фив.
«Сын мой возлюбленный, Хор, воссиявший в Фивах, - обращается бог Амон к Тутмосу III в тексте знаменитой стелы Гимна победы из Карнака,- да живешь ты вечно, исполняющий желания мои. Трудами своими ты воздвиг мне навеки обитель обширнее прежней, великие врата... Празднует великолепие ее Амон-Ра. Памятники, тобой возведенные, по воле моей, грандиознее сооруженных доныне царями. Ты удоволил меня, и я возвел тебя на престол Хора на миллионы лет, и ты будешь вечно править живыми!»

Возводя памятники во славу богов и подчиняя народы окружающих стран, символизировавших силы хаоса, фараон тем самым утверждал на земле маат, изгонял исефет и гарантировал процветание своему народу и всей стране. В память о своих победах в Сирии Тутмос III возвел в северной части Карнакского комплекса особый храм, посвященный богине Сехмет, ее супругу Птаху и их лотосоподобному сыну Нефертуму. С глубокой древности львица особо почиталась в египетских храмах как воплощение великой богини - дочери Солнца, его божественного Ока. Мать царствующего фараона, в своей милостивой ипостаси она представлялась как «золотая» Хатхор, а в гневной - как беспощадная львиноголовая Сехмет. «Могучая», повелительница пламени, войны и ярости, насылающая на землю мор, бедствия и катаклизмы, богиня была символом великого испытания, неотвратимости наказания за ритуальные грехи, ложь, предательство, божественной силой, утверждающей маат. Кажется невероятным, но в темном святилище храма до сих пор стоит культовая статуя Сехмет, выполненная из гранита по приказу ее заботливого сына, фараона Тутмоса III. Воплощенная в камне богиня, чуть выше человеческого роста, увенчана массивным солнечным диском; в ее руках - скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости и анх, символ вечной жизни. В считанные минуты, когда солнечный луч, попадающий в святилище через специальное отверстие на потолке, касается невероятно живого, и в то же время гранитного львиного лика своей дочери, понимаешь, что Сехмет из храма мемфисской триады в Карнаке, пожалуй, одно из самых потрясающих и неповторимых изображений египетских божеств, дошедших до наших дней.

Богиня-львица почиталась в Карнаке еще и потому, что Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой. Заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с еще сохранившими цвет рельефами - это все, что осталось от когда-то величественного храма супруги Амона-Ра, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства. На берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности территорию комплекса Мут, расположенного на юге Карнака, и сегодня высятся многие десятки разбитых гранитных статуй Сехмет. Более семисот статуй грозной богини было воздвигнуто вокруг нового храма Мут Аменхотепом III, для того чтобы почтенная таким необычайным образом «во всех именах своих, и во всех местах своих», дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы, и чума, обрушившаяся на страну во время его правления, прекратилась. Не с меньшим почтением Аменхотеп III пожертвовал новый храм и сыну Амона и Мут - лунному Хонсу, а также укрепил берега огромного священного озера, расположенного на территории комплекса Амона; здесь же был позже водружен гигантский каменный скарабей - воплощение бога Хепри - созидательного утреннего солнца.



Время правления Рамессидов, сменивших на египетском престоле амарнских царей, стало новой эпохой необычайного расцвета Карнака. При Сети I, втором царе XIX династии, в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный зал. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает сто сорок четыре колонны. Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 19,5 м (без абак), с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 квадратных метра и отделаны листами золота.
«Сети I, он воздвиг это для отца своего, Амона-Ра, господина Фив, построив для него великий и прекрасный храм из песчаника великолепного... Сказано Амоном-Ра, царем богов: «О сын мой от плоти моей, возлюбленный, Владыка Обеих земель, Менмаатра, рожденный Ра. Как прекрасно то, что сделано тобой! Ты вновь возрадовал Дом мой»... Вот - создатель памятников с любящим сердцем в Доме Отца своего, Амона», - говорится в знаменитой надписи Сети I в Карнаке. Работы по сооружению гипостиля были столь велики, что окончательная декорировка и отделка колонного зала были завершены лишь при Рамсесе II, не преминувшим отметить это в своей посвятительной надписи:
«...Рамсес, царь могучий, воздвигающий памятники в доме отца своего, Амона, творящий его дом в вечности и бесконечности. Вот, бог благой (т.е. царь) склонил сердце свое к строительству памятников; во сне ли, бодрствуя ли, не переставал он размышлять о сотворении вещей прекрасных. Это Его Величество отдал приказания и руководил работой. Все намерения его исполнялись незамедлительно, как у отца его, Птаха-к-югу-от-Стены-его, которому подобен он в великолепии создания вещей прекрасных, сотворенных в красоте и навечно. Все страны под ногой твоей, о царь, повелитель Девяти Луков, Владыка Обеих Земель, Рамсес. Воздвиг он это для отца своего, Амона-Ра, Владыки Фив, построив «Храм-Духа-Рамсеса-Мериамона в Доме-Амона-в-Ипет-Сут» из белого песчаника; место отдохновения царя богов, прекрасное убежище для божественной Эннеады, окруженное колоннами; стены его подобны двум горам... Достигает красота его высоты небес... Сказано Амоном: «Смотрите, (боги) вот этот прекрасный, чистый и прочный храм, что сын мой возлюбленный от плоти моей, царь Рамсес воздвиг для меня; его родил я, дабы сотворить прекрасное для дома своего, его создал я по подобию членов своих, дабы праздновать выхождение моего Ка. Вы, (боги) должны наградить его жизнью в умиротворении, вы должны сотворить его будущее, сделать его подобным среди вас. И будет он духом, как вы - духи, и будет процветать имя его, как процветают имена ваши до конца времен и навечно, за то, что он сотворил в Ипет-Сут...» Сказано Рамсесом: «Я сотворил это для тебя с любящим сердцем, как сын заботливый для отца своего...» Да живет благой бог, воздвигающий храмы для отца своего, Амона-Ра».




Даже в наши дни, когда от золота не осталось и следа, а потускневшие краски сохранились лишь на некоторых капителях колонн, гипостильный зал производит неизгладимое впечатление. Здесь абсолютно нет ощущения тяжести, которое столь часто ему приписывают; сотни тысяч иероглифов, прославляющие царское деяние, покрывают эти «окаменевшие тростники», влекут от одной колонны к другой, манят поднять голову, посмотреть туда, в бесконечную синеву, куда стремительно возносятся эти колоссальные метелки папирусов. Увидев гипостиль Карнакского храма Ж.-Ф. Шампольон писал своему брату: «Я не буду ничего описывать, потому что или мои выражения не стоили бы и тысячной доли того, что следует сказать, говоря о таких вещах, или же, если бы я набросал слабый эскиз, даже весьма бесцветный, меня приняли бы за энтузиаста, может быть даже за безумца». Русский путешественник А.С. Норов также восхищался этим залом с его «необъятным множеством столпов, которых создание превышает силы народа, самого могущественного... Все виденные вами досель здания, хотя б вы обтекли весь земной шар, игрушки перед тим столпотворением! Этот лес колонн, величины невообразимой и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Имена этих зодчих теперь нам известны - это были Майа, Иупа и Хатиаи. Работами по декорировке колонн гипостиля руководил выдающийся художник этого времени - Дедиа.



Среди других творений Рамессидов в Карнаке выделяются небольшой, но прекрасно сохранившийся храм Рамсеса III в первом дворе комплекса Амона, аналогичное святилище в комплексе богини Мут, а также храм Хонсу, который именно при этом властителе приобрел свой современный облик. Неподалеку от храма Хонсу был перестроен и храм богини Опет, находящийся, согласно легенде, на том месте, где богиня Нут родила в мир своего великого сына - Осириса.

В последовавшие за падением Нового царства века смут, гражданских войн и иноземных нашествий, строительство в Карнаке, тем не менее, продолжалось. Более того, цари-чужеземцы - ливийцы, нубийцы считали украшение главного святилища страны своей первостепенной обязанностью, данью уважения к величию страны, на престоле которой они оказались волею судеб. В первом дворе храма Амона Тахарка, фараон XXV, нубийской династии, строит гигантскую процессионную колоннаду, из которой до наших дней сохранилась только одна гигантская, высотой 21 метр колонна. Спустя несколько месяцев после смерти Тахарки, в 663 г. до н.э. Египет словно стремительным паводком реки был «затоплен» войсками ассирийского царя Ашшурбанипала; только если после паводка на египетской земле оставался благодатный ил, то в этот раз - пепелища разоренных домов и тела фиванцев, отчаянно защищавших свой город.

В 4 в. до н.э., во времена правления XXX династии, Карнак переживает последний период своего расцвета. Древняя пристань на берегу искусственного озера, соединенного с Нилом, была расширена. От нее аллея овноголовых сфинксов, сооруженная еще Рамсесом II ведет к массиву гигантского первого пилона, воздвигнутого по приказу Нектанеба I, но незавершенного ввиду нехватки средств и сил. В открывающемся за пилоном Нектанеба первом дворе храма встречаются эпохи, события и цари: гигантский колосс Рамсеса Великого, изображенного вместе со своей дочерью-супругой Бент-Анат стоит здесь рядом с колоннадой Тахарки, а небольшие святилища Сети II и Рамсеса III соседствуют с рельефами, изображающими в одеяниях египетских фараонов царей династии Птолемеев.



В Карнакском храме как нигде более в Египте сквозь камни построек проступает История, опыт поколений и отзвук человеческих судеб. Где еще в одном и том же храмовом комплексе можно увидеть памятники, отстоящие друг от друга во времени иногда более чем на десять веков? А вернее, где еще можно увидеть это тысячелетие сквозь призму человеческих деяний, которые порой кажутся столь нерукотворными… Карнак это одно из тех редких мест на земле, где все еще звучат голоса древности, запечатленные в камне, но, несмотря на это, живые.

Цит. по: Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001.
(с) фото - Виктор Солкин, 2007, 2008.

Древний Египет, религия, искусство

Previous post Next post
Up