Альтернативный взгляд на теорию спроса и предложения

Jun 14, 2012 17:49


Мне никогда не нравились объяснения экономических процессов на основании анализа кривых спроса и предложения.




Прежде всего потому, что в реальной  жизни никто и никогда  экспериментально не строил этих кривых. Может быть за редким исключением и по каким-нибудь биржевым товарам. Приведенные кривые вызывают кучу вопросов. Во-первых, цена на рынке не одна, а цена у каждой сделки своя. Во-вторых, товар на рынке не один, товаров много. Для примера можно попробовать представить спрос и предложение на рынке автомобилей. Не факт что средняя цена будет адекватно описывать ситуацию, ведь на разных сегментах рынка действуют разные правила поведения. Кроме того как оценить наклоны кривых? И где простите тут насыщение рынка? При любой цене сотовых  телефонов, больше одного мне не понадобиться. Тогда что обозначает объем на приведенном графике? Как описать в терминах этой модели печально известный «пузырь на рынке»?  Кроме того, за какой период осуществлены указанные продажи? Из графика не понятно. В общем, инструмент грубый, хотя справедливости ради, нужно отметить, что качественно, подход дает правильные ответы на многие вопросы.

Попробуем подробно разобраться, какие же механизмы задействованы в функционировании  рынка.

Прежде всего, нужно договориться что «рынок»  есть совокупность сделок купли-продажи по удовлетворению определенной потребности, группами однородных товаров, т.е. товаров, которые можно объединить по какому-либо существенному  признаку. (Например: автомобили, сотовые телефоны, мясо и.т.д.)

Первостепенным определяющим фактором является спрос. Продавцов обычно не нужно уговаривать продать свой товар, они для этого существуют и готовы всегда если есть физическая возможность, тогда как покупатели должны созреть. Но именно решение покупателя означает сделку. На базаре покупатели торгуются, а в реальном мире магазинов - просто ищут цену дешевле.

Влияние на рынок со стороны покупателей.

У покупателей (конечных потребителей) есть потребности, которые по Маслову можно разделить на несколько групп:

·         -Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

·         - Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

·         -Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, принадлежность к социальной группе.

·         -Престижные: украшения себя и своего жилища, самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

·         -Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Отметим, что на уровень потребления особенно сильно влияет стремление «подражать».

После того как покупатель осознал свою потребность (а зачастую, ему помогла осознать потребность реклама), на эту потребность начинают влияют различные оценки:

Происходит определение предельной цены. Если потребность будет удовлетворена, то это принесет покупателю «покупательское счастье». Эмоционально оценивается уровень «покупательского счастья» в общем удовлетворении от жизни. Кроме того производится оценка места «покупательского счастья» в общей пирамиде потребностей.  Дальше происходит соотношение общего бюджета с расходами на данную потребность, в результате чего определяется предельная цена. Например, если мечта моей жизни - красный Феррари то для меня любая цена на Феррари является приемлемой. Однако поскольку мой остаточный бюджет (после покупки продуктов питания и выплат за жилье) недостаточен для достижения «покупательского счастья», я буду пока продолжать ездить на жигулях.

Кроме того выполняется анализ сравнения с субститутами. В нашем примере: Мазератти стоит столько-же.
А вот Пежо 207 можно купить дешевле, но Пежо как-то не хочется. Таким образом, происходит оценка и отбор вариантов цена/качество.

Это стратегические факторы, влияющие на покупателя. Есть еще тактические. Прежде всего, это  доступность товара, что делает переживание возможного «покупательского счастья» острее, а следовательно увеличивает его относительную ценность. Я готов скорее переплатить некоторую сумму за машину сегодня, чем ждать ее еще месяц. И наоборот, трудоемкость в установке бытового кондиционера дома делает этот продукт недоступным, несмотря даже на приемлемую стоимость.

В результате взаимодействия вышеуказанных факторов покупатель выбирает для себя товар с  приемлемым соотношением цена/качество, и на рынке происходит сделка.

Влияние на рынок со стороны продавцов.

Продавцы предоставляют на рынок весь спектр соотношения цена/качество. Имеет значение массовые продажи - т.е. такие продажи, прибыль, с которых сможет прокормить всю цепочку посредников и производителя. Фактически качество эквивалентно себестоимости. Поэтому продавцы будут стремиться продать менее качественный товар по более высокой цене (что в большей степени характерно для неконкурентного рынка) Постоянное падение качества можно было наблюдать в СССР. Неконкурентный рынок или «рынок продавца» - это ситуация когда весь товар продается и у продавца есть ощущение, что если есть неудовлетворенный спрос.

Конкурентный же рынок (или как его по-другому называют - «рынок продавца») наоборот уменьшает цену, улучшает качество.

Кроме того, продавцы на любом рынке фундаментально стремятся продать больше товаров и низкого и высокого  качества, был бы спрос. Но  конкурентный рынок увеличивает объемы продаж (раскручивает покупателя) более эффективно, чем неконкурентный.

Теперь представим себе, что в один прекрасный день на рынке появляются спекулянты либо иная одиозная группа людей, которые создают ажиотажный спрос на товар определенного качества. В результате цена взлетает, однако «покупательское счастье» данного товара высоко и нормальные покупатели продолжают покупать товар по высоким ценам (возможно в ущерб остальным товарам) в этом случае мы говорим «на рынке надулся пузырь». Если рыночный спектр цена/качество широкий, и есть товар низшего качества,  то пузырь не надуется. Грубо говоря, если подорожают мерседесы, будем ездить на тойотах. Но если это рынок недвижимости эконом класса, то тут деваться некуда: пузырю - быть!

Почему же продавцы не снижают цену? Причина проста. Люди имеют свойство привыкать к уровню потребления и соответственно уровню дохода. Сказанное относится и к акционерам. Снижение цены за счет снижения прибыли может просто разрушить цепочку производителей и посредников.
Previous post Next post
Up