Идея съездить в Китай у нашей команды родилась довольно давно. Почему? Да как минимум только потому, что Китай является мировым рекордсменом по количеству мостов высотой более 100 метров, которые практически идеально подходят для прыжков. При этом роуп в Китае еще никогда никто не прыгал. После успешного выхода нашего первого фильма ”The Rope”, мы единогласно решили сразу приступить к работе над следующим проектом и начали готовиться к поездке в Китай.
В течение полугода мы бегали, плавали, занимались кроссфитом, лазали на скалодроме и проводили веревочные тренинги на скалах. Параллельно с этим мы выбирали объекты для прыжков, искали спонсоров, налаживали связь с китайскими гидами и, конечно, собирали огромную кучу снаряжения, для которой, как нам казалось, потребуется отдельный самолет. Последняя проблема разрешилась неожиданно, когда за день до вылета пришло письмо от «Аэрофлота» о том, что отныне на рейсах в Пекин действует двойная норма бесплатного провоза багажа. Пришлось, конечно, кое-что оставить дома, но в рамки нормы мы попали!
Конечно же, представителям авиакомпании было очень интересно, зачем нам столько веревок, всяких железок и инструментов. Но больше всего их обеспокоил вопрос - зачем нам в Китае 5 ящиков Gorilla Energy Drink. Пришлось даже объяснять, что мы боимся заснуть в ответственные моменты экспедиции. Около часа разъяснений - и, наконец, 16 человек, 40 рюкзаков и сумок и 548 килограммов снаряжения отправились в путь!
Пекин - Гуйян
Восемь часов перелета - и мы в другом мире. Пекин встретил нас густым смогом, сотнями тысяч китайцев, не говорящих на английском и, конечно же, пробками. Чтобы докупить необходимые вещи и приобрести билеты на поезд, нам нужно было задержаться в столице на один день. До отеля решили добираться на метро, чтобы избежать пробок. Пекинское метро оказалось очень похожим на московское в час-пик с той лишь разницей, что все написано на китайском иероглифами, да и вокруг одни китайцы, которые не понимают даже простейших фраз на английском и смотрят на нас как на инопланетян. То ли они растерялись, то ли нам попался целый вагон зомби, но на нужной станции они никак не реагировали на просьбы пропустить нас к выходу, и из 16 человек команды на платформу с первой попытки выбрались только трое.
Купив билеты на поезд, радостно объявляю команде, что нас ждут 30 часов увлекательной поездки в китайском плацкарте с тремя полками в купе. Попасть в сам поезд на вокзале оказалось нелегко. Несколько досмотров вещей и проверок билетов - и мы сидим в зале ожидания, глядя на табло с иероглифами, в которых зашифрована вся информация о нашем поезде. Кое-как разобравшись, мы за полчаса до отправления начинаем переносить вещи к нужному терминалу, и тут наш поезд исчезает с табло. Информации нигде больше нет, спросить некого, и лишь за 10 минут до отправления на табло высвечивается заветный номер нашего поезда. Только стоит он теперь совсем на другой платформе! В одну ходку - мы думали это невозможно - переносим в другую часть вокзала и грузим в вагон 40 сумок. Поезд трогается. Выдохнули!
За эти веселые тридцать часов в поезде мы отлично выспались, наигрались в настольные игры и, конечно же, ближе познакомились с китайцами. Например, выяснилось, что многие китайцы не понимают друг друга, потому что в разных провинциях свои диалекты, и одни и те же слова они говорят совершенно по-разному. Мы очень хотели пообщаться, хоть и понимали, что на английском в Китае говорят только 5% населения и в поезде они нам вряд ли встретятся. Мы понадеялись на язык жестов, но тут нас ждал сюрприз. Наши жесты оказались им непонятны. Точнее так: они понятны, только означают совсем другое. Например, показываешь ему перекрещенные руки, имея в виду «хватит, закончили», а он этот жест читает как цифру 10. Кстати, китайцы могут показать цифры от 1 до 10 одной рукой. А вы вот можете?
В Гуйяне нас встретили Ребекка и Винди - наши гиды, владельцы маленького приключенческого клуба. Без них нельзя было обойтись: в Китае не дают в аренду машину, если нет китайских прав. Гиды отвезли нас в хостел и повели на ужин. Голодные, мы с радостью помчали на ужин, но за столом аппетит поубавился: нам предложили несколько мисок с непонятным месивом. Делать нечего - кушаем. В целом, съедобно, если не считать, что все ОЧЕНЬ острое и со странным привкусом. Новым для нас блюдом был только салат из бамбука, остальное - мясо, лапша, рис, овощи, только необычно приготовленные.
Мост Xi-Xi
В 6 утра - легкий завтрак и транспортировка вещей до стоянки машин. Выезжаем к первому объекту - мосту Xi-Xi. Путь не близкий - около 500 км. Поначалу любовались рисовыми полями и зелеными холмами за окном, но через пару часов почти все уже спали. Спустя 6 часов прибываем на место и не верим своим глазам: перед нами красивый вантовый мост высотой 218 метров через каньон. Планируем, куда крепить навеску, как прыгать и откуда снимать. Затем отправляемся в местную деревню - ужинать и спать.
Заселились в местный «отель»: условия чисто спартанские. Во время ужина на улице собирается любопытная толпа, показывают на нас. Мы только доели - и на кухню врывается вся эта толпа. Фотографируемся и общаемся. Особенно любопытны маленькие дети. Мы научили их игре в ладушки, а Леха Ершов неожиданно засел с несколькими ребятами над учебником по-английскому, объясняя им грамматику.
Ранним утром грузимся в машины и выезжаем на мост. Готовим снаряжение к прыжку в стороне, чтобы не привлекать внимания: договоренности с властями у нас нет. Пока мы готовим прыжковые веревки, Леха Ерш и Кирилл Гурьев идут на мост готовить точки для навески. Через 15 минут по рации: «Парни, у нас тут полиция. Ходит, смотрит. Пока молчит». Отправляем к ним на выручку наших китайских друзей. Еще через 10 минут парни возвращаются в сопровождении полиции. Гиды пытаются добиться разрешения на прыжок. Через полчаса с довольным лицом к нам идет Ребекка. Начинаем радоваться. Продолжая мило улыбаться, она говорит: «Прыгать нельзя, и у нас есть 30 минут, чтобы все собрать и уехать».
Про улыбку... Это особое свойство китайцев. Они улыбаются всегда. Когда все хорошо, когда все плохо, даже когда они злятся. И это очень сложно воспринимать поначалу, ведь мы привыкли оценивать ситуацию в том числе и по эмоциям человека. Уже позже мы выяснили, что надо смотреть не на улыбку и даже не в глаза, а на лоб! Он у них морщится по-разному в зависимости от происходящего. Можно сказать, что улыбаются китайцы лбом.
Мосты в АуХэ
Грузимся и решаем двигаться дальше - к мосту в деревне АуХэ. Снова почти 600 км пути - и мы на месте. По дороге Ребекка рассказывает про мост высотой около 50 метров, но на месте выясняется, что в Китае свое понимание длины и высоты: перед нами мостик высотой не больше 20 метров!
Изучив карты, находим примерно в 60 км мост повыше и едем к нему. Мост высотой около 50 метров над рекой, симпатичный и пригодный для прыжков. Начинаем готовить снаряжение - и снова сюрприз: прямо на съезде с моста происходит ДТП и буквально за 10 минут на мосту образуется огромная пробка. Становится понятно, что попрыгать не удастся: мы моментально привлечем внимание и китайцы вызовут полицию. Решаем подождать, идем гулять и осматривать окрестности.
Недалеко от моста находим старую лодку - почему бы не покататься? Уже на воде слышим крики и вдруг видим, как к нам приближается, по всей видимости, хозяин лодки. Глядя в недоумении на то, как он, появившись из тумана, идет к нам прямо по поверхности воды, мы решаем, что нужно все-таки вернуть ему лодку. Под нами было довольно глубоко, а старый китаец подошел к нам, поздоровался взглядом, сел в лодку и молча ушел вдаль, откуда и появился. Конечно, мы потом сообразили, что где-то здесь есть мель, но первое впечатление запомнилось надолго!
Пробка на мосту увеличивается, поэтому едем домой. На следующее утро уже ничего не мешает прыжкам. Наконец-то: ведь именно ради этого мы и летели в Китай! Первым прыгает Леха Ерш. Видно, что немного боится, но в глазах - огонь азарта и духа первооткрывателя. Операторы и фотографы на точках. Ready-Set-Go. Прыжок. Все отлично. Леха висит довольный и счастливый. Прыгаем. Снимаем. У команды резко улучшилось настроение. Прыгаем до темноты, ночью снимаем все веревки и счастливые едем в АуХэ ужинать и спать.
Вечером за ужином появляется интересная идея: окучить тот маленький 20-метровый мост в деревне. Около моста есть скала высотой около 250 метров с экзитом для B.A.S.E.-jumping, а в нашей команде есть бэйсеры. На другой день мы повесили веревки на мосту, а парашютисты отправились на экзит. Работали по схеме: бэйсер прыгает со скалы, приземляется прямо на мост рядом с готовым к прыжку роупером, дает ему «пять», и роупер, перехватив эстафету, прыгает с моста. Это были самые фановые прыжки за всю нашу поездку. Все прошло быстро и качественно! Мы были рады, что, наконец, все налаживается и мы начали прыгать и снимать.
Мост BailingHe
Едем дальше. Следующая точка - мост BailingHe высотой 370 метров, который входит в топ-5 самых высоких мостов мира.
Дорога неблизкая - снова около 600-700 км. По пути заехали в китайскую этническую деревню посмотреть на быт местных жителей. Там гиды приготовили для нас сюрприз. Мы поднялись на машинах в гору и остановились в 20 метрах от перегиба. Дальше идем пешком. Поднимаемся на пригорок и слышим красивую песню. Еще выше видим большие ворота, стоящие на склоне холма - просто ворота без забора и стен. У ворот около 30 детишек в национальных нарядах поют песню, приветствуя нас. Мы были поражены. Мощная энергия проникала внутрь и заполняла нас. Мы послушали песни и решили, что этих ребят тоже нужно научить играть в ладушки!
Уже ночью мы доехали до моста BailingHe. Рано утром Ребекка сообщает, что нами заинтересовалась полиция и просит паспорта, чтобы на всякий случай переписать наши данные. Через три часа она возвращается и сообщает, что прыгать запретили. Мы в недоумении: «А кто им сказал, что мы приехали прыгать?» Ребекка уверенно говорит: «Я!» Мы: «Как? Зачем?» Она: «У нас так принято! Мы всегда говорим полиции истинную цель нашего визита!»
Едем на мост, чтобы прикинуть как и где вешать веревки. Мост довольно большой. Как только собрались подняться на мост, гиды нас останавливают: «Ни в коем случае! У нас будут проблемы!» Начинаем злиться: ведь мы приехали прыгать и снимать кино, а не решать бюрократические проблемы на каждом мосту. Договариваемся в команде, что ночью посмотрим, где на мосту висят камеры и как вешать веревки.
Ночью вместе с Андреем Лебедевым отправляемся на мост. Короткими перебежками, пока нет машин, которые светят фарами, скрываемся от камер. Перелезаем через ограждения и попадаем на лестницу, ведущую на технический этаж под мостом. Замечаем красный огонек - это инфракрасная видеокамера. Двигаемся предельно осторожно, чтобы не попасть в нее. На техническом этаже - еще один сюрприз: все проходы обшиты плотной решеткой и вылезти наружу просто невозможно. Возвращаемся. Андрюха: «Я тут, кажется, еще камеры видел, давай проверим, где они висят». Перед нами швеллер, на уровне пояса, я приседаю и... Прямо в лицо мне светит красный огонек! Поднявшись, говорю: «Андрюх, там камера». Он: «Где?» И приседает туда же! Быстро ретируемся с моста, пока не приехала полиция.
Вернувшись к команде, рассказываем все гидам. Они советуют уехать из города и переждать пару дней. Едем в долину ГетуХэ, где пару лет назад проходили легендарные соревнования Petzl Rock Trip. Там-то уж точно никто нам не станет мешать прыгать: это известный скалолазный регион.
Долина ГетуХэ
Снова 600 км пути. Приезжаем в Гету уже к вечеру. Всюду высокие скалы и, наконец, мы видим знаменитую огромную скалу с двумя арками. Одна арка наверху и она сквозная, вторая - внизу, через нее течет река, дальше арка переходит в пещеру. Будем прыгать над верхней аркой!
Рано утром, еще в темноте, вместе с Виталиком Головчиным и оператором Максимом Бадулиным выдвигаемся наверх на поиски экзита и осмотр местности. Путь не близкий. На этой горе уже есть бэйсовый экзит и до него идти около трех часов по горной местности. Но нам надо выше и дорогу туда никто не знает. Сначала идем по описаниям бэйсеров, а дальше - по компасу. Через два часа понимаем, что ушли очень далеко и явно не туда. Пробиваясь через заросли бамбука и колючек, поднимаемся на вершину горы. Пытаясь понять вектор движения, выходим на связь с командой внизу. Мы их видим, а они нас нет. Все попытки кричать и махать яркими тряпками не помогают. Внезапно приходит идея подать сигнал солнечным зайчиком. На помощь приходит яблочный смартфон с зеркальным логотипом на задней крышке. Этим маленьким яблочком мы подаем сигнал команде, находящейся в 3,5 км от нас. Ребята помогают сориентироваться, и мы двигаемся дальше.
До края скалы над верхней аркой добираемся почти в темноте. Понимаем, что скалы настолько большие, что всего нашего снаряжения просто не хватит для прыжков оттуда. Расстроились, идем вниз. На обратном пути решаем заглянуть на другую стороны горы посмотреть арку оттуда. В густых зарослях это «заглянуть» переросло в два с половиной часа борьбы с колючками и накопившейся усталостью. Добравшись уже в кромешной темноте до другого края скалы, видим, что отсюда прыгать более реально, но как крепить веревки и куда их тянуть, абсолютно не видно.
Делаем привал. Оказывается, бамбук очень хорошо горит, как бумага. Ребята из команды видят нас и желают хорошей дороги вниз. Клонит в сон. Решаем немного отдохнуть у костра. Сон нарушил Виталик, который решил подложить дров в костер. Среди этих дров были куски бамбука с цельными секциями. Нагревшись, эти секции неожиданно стали очень громко взрываться и разбрасывать костер по всей округе. Зато мы быстро проснулись! Орешки и три баночки Gorilla Energy Drink - и мы снова отправляемся в путь. Добрались домой только к четырем утра - через двадцать часов после выхода из гостиницы.
Утром обсуждаем: прыгать можно, но пока не ясно, куда вязаться. Бэйсер Вова Офф говорит, что вчера прыгал оттуда и, пролетая мимо скалы, увидел неплохую полку, на которой можно все закрепить и с нее же прыгать. А бэйсер Вова Мурзаев сверху видел, куда можно попробовать тянуть веревки. Мчим на разведку к подножию горы. Используя лазерный дальномер и яблочный смартфон для измерения длины и угла наклона базы, убеждаемся, что все реально. Не теряя времени, берем перфоратор и начинаем готовить нижнюю базу для крепления веревок.
Следующие два дня уходят на подготовку базы. Леха Ерш и Андрей Друш готовят навеску на скале, мы тянем веревки снизу, операторы и фотографы все снимают. Изначально мы думали, что повесим все быстро, но у природы на этот счет было свое мнение. Внизу в ГетуХэ тоже очень густые заросли бамбука и колючек. И, казалось бы, бамбук тонкое и прямое дерево, точнее даже трава. Но это не простая трава. Это очень упорная трава. Мы потратили более восьми часов на борьбу с этой травой на дистанции не более ста метров, чтобы протянуть веревки, не повредив их. При этом нужно было делать это предельно тихо и осторожно, ведь Гету является заповедником и там запрещено что-либо вырубать и жечь.
На следующий день я, Виталик Головчин, Максим Бадулин, Илона Белявская и Андрей Друш выдвинулись наверх для финальной подготовки и прыжков. Снова три часа активного хайкинга по горам. В этот раз уже не устаем: спасибо нашим тренировкам в Москве, правильному настрою и Gorilla Energy.
Подготовив навеску к прыжку, набиваем камнями и снаряжением тестера - сумку от Dakine, которая впоследствии получила имя Иван Дакайнович. Ready-Set-Go, и Иван Дакайнович совершает первый прыжок в истории мирового роупджампинга со скалы ГетуХэ в Китае!
Все работает. Все хорошо. Решаем, что первым прыгать будет Виталик Головчин.
Подготовка занимает еще 40 минут. Виталик явно очень волнуется, но старается держаться и не подавать виду. Это будет его первый прыжок со скалы и с высоты 180 метров.
Все готово. Камеры пишут. Фотографы на позициях. Ready-Set-Go, и он прыгнул. Я даже не знаю, кто больше волновался - Виталик или я. Все-таки я всех на это подбил: учил прыгать и работать с веревками, позвал в команду, привез сюда. И именно я, в первую очередь, отвечаю за их жизнь и здоровье.
Виталик прыгнул отлично. Хорошее отделение, стабильное и ровное падение, мягко повис без рывка. Все счастливы! По рации слышим поздравления от команды снизу, от операторов и фотографов.
Поднимаем веревки. Приходится кое-что поменять в навеске. К сожалению, пока меняем - темнеет. Решаем прыгать завтра и отправляемся домой. С этой скалы мы сделали еще много прыжков в следующие два дня. Отпрыгать удалось всей команде. Бэйсеры снимали нас сверху, а командный фотограф Денис Netwind Ефремов - с квадрокоптера.
Приключения не заканчиваются
Поездка близилась к завершению. По пути на поезд в Гуйяне мы решаем заехать на мост BailingHe и все же попытаться прыгнуть с него. Запланировали rope-base: бэйсер делает роуп-прыжок, но с парашютом за спиной, и повиснув на веревке, отцепляется от нее, продолжает падать и приземляется с парашютом.
Но выбраться из ГетуХэ оказалось не так просто. Мы надеялись снять всю навеску за 3-5 часов, но у бамбука на этот счет было свое мнение. Все веревки в нем запутались. И пока мы три часа спускались вниз с горы, ребята боролись с бамбуком, пытаясь уговорить его отдать нам веревки целыми и невредимыми и сдерживаясь от того, чтобы порубить весь лес острыми мачете!
Спустились уже в темноте. Китайцы неохотно ездят ночью и потому отъезд перенесли на раннее утро. Утром в дороге все спят. Просыпаемся от ругани на китайском и просьбы срочно дать аптечку. Одна из трех машин попала в аварию: водитель не справился с управлением на мокрой горной дороге. Еще бы: вы бы видели, как они водят! Авария небольшая: немного пострадала только Илона, ударившись головой при столкновении. Разборки со страховой заняли около 2,5 часов. Начался дождь и сгустился плотный туман.
Оставив разбитую машину страховщикам, едем дальше. Приехав на мост, понимаем, что моста нет. Нет, он есть, но где-то в тумане и мы его не видим. Прыгать rope-base в такую погоду опасно, да и бессмысленно: мы все равно ничего не сможем снять. Погрустили. Сделали пару фотографий и поехали в Гуйян на поезд до Пекина.
В Пекине, имея запас времени, мы заглянули на местный рынок электроники - рай для любителей гаджетов. Зашли туда на полчаса за парой мелочей, а ушли через три часа с кучей покупок. Цены и ассортимент никак не отпускали нас, и все нашли то, что хотели. Рации, лазеры, зарядки, фонарики, безделушки. На этом же рынке продавалась одежда и чай. Вся команда осталась довольной!
Казалось бы, экспедиция окончена и приключения тоже. Но недаром мой учитель, известный спелеолог Денис Провалов, говорит: «Любая экспедиция заканчивается дома в ванной!» Я забыл выложить из рюкзака свой нож Leatherman Skeletool. И на предполетном досмотре его, конечно же, нашли. Оставляйте, говорят, в Китае и летите спокойно. Ага, щас! Я побежал к стойкам регистрации в надежде сдать нож в багаж кому-нибудь из пассажиров нашего рейса. Но регистрацию уже закрыли. Я перепрятал нож заново и пошел на досмотр к другому инспектору. Тот нож не нашел. Довольный, я собираю рюкзак после досмотра - и тут подскакивает инспектор, который до этого нашел у меня нож. Рюкзак просвечивают, нож снова обнаруживают. Меня под руки уводят в отдельную комнату, где просят сдать нож. Я не сдаюсь - достаю шестигранник и у них на глазах разбираю мультитул. Отдаю им лезвие: «Вы довольны?» Им этот ход явно не понравился. Лезвие они забрали, остальные части ножа отдали мне, а потом вызвали полицию, надели на меня наручники и, как буйного пассажира, проводили к самолету. Только у входа в самолет наручники сняли и мне пожелали хорошего полета.
Вот так прошла первая поездка в рамках съемок нового фильма о роупджампинге. Что ни делается - все к лучшему. Мы многому научились на своих ошибках и уже во всю готовимся к следующей поездке и новым приключениям!
Участники проекта:
Команда:
- Сергей Фирсов (Team Leader)
- Алексей Ершов
- Сергей Лынков, ака "Кобра"
- Виталий Головчин
- Илона Белявская
- Владимир Халаимов (Офф)
- Андрей Евтюхов (Друш)
- Андрей Лебедев
Операторы:
- Вячеслав Иванов
- Максим Бадулин
- Андрей Митрофанов
Фотографы:
- Антон Жданов
- Денис Netwind Ефремов
- Дарья Ефремова
- Наталья Назаренко
Так-же активно нам помогали:
- Владимир Мурзаев
- Кирилл Гурьев (WS Ropejump team)
- Вадим Петров
Команда благодарит за помощь в организации поездки:
- Gorilla energy Drink
- Dakine
- BEAL
- магазин снаряжения Альтуризм