Всем привет! Мне пишет много людей и большинство из них задают один и тот же вопрос: "я купил дудук, но не могу издать ни звука, в чем дело?" или "как определить строит ли мой дудук и что конкретно неисправно?". Именно поэтому я решил поделиться со всеми этой полезной информацией. Это авторский текст, он не скопирован с интернета - там попросту этого нет (в интернете вообще много абсурда написано про дудук, строй и принцип игры и то невозможно найти). Запомните: никто не расскажет вам этого за бесплатно. Только при индивидуальном обучении у мастера люди начинают понимать, как обращаться с тростью и почему она играет или наоборот не издает звука.
Давайте сразу определимся с классификацией неисправности:
1. Трость не издает звук вовсе.
2. Трость звучит, но инструмент не дает мажорной гаммы при игре на полных отверстиях (верха завышены и неадекватный тональный интервал между соседними отверстиями).
3. Дудук и трость после разыгрывания строит, но тональность инструмента плавает во время игровой сессии, что делает затруднительной игру в составе музыкального коллектива.
4. Дудук и трость строит, но тембр слишком резкий (зудящий звук)
Теперь подробно рассмотрим каждую из неисправностей и постараемся описать причины ее возникновения и возможные методы устранения. Для начала пару слов о самом инструменте. Дудук (он же циранопох, балабан или дудуки) представляет собой игровую трубку выполненную из дерева (абрикос, слива, самшит, в редких случаях эбонит), в корпусе которой имеется 10 отверстий: 9 из них игровые, но подавляющее большинство народных мелодий исполняются на 8 отверстиях, а самое нижнее - настроечное, вопреки распространенным слухам про закрывание его животом или коленом при игре). В игровую трубку вставляется тростниковая трость, которая является звукообразующим элементом. Дудуки бывают разных тональностей: бас, тенор (для медленных и мугамных мелодий), альт (для сольных партий), пиколло (для исполнения танцевальных мелодий в быстром темпе). Диапазон дудука: чуть больше одной октавы. Передувов не существует. Звуковой ряд диатонический, но можно получить и хроматику путем полузакрытия игровых отверстий. Примите к сведению, что когда вы разучиваете мелодию по нотам, вне зависимости от тональности вашего дудука, за ноту ДО принимается нота, издаваемая при 6 закрытых отверстиях сверху и одном закрытом большим пальцем отверстии снизу. Также за ноту ДО октавой выше принимается нота, звучащая при открытии всех игровых отверстий дудука. ДО - 6 закрытых отверстий сверху, 1 снизу; РЕ - 5 сверху, 1 снизу; МИ - 4 сверху, 1 снизу; ФА - 3 сверху, 1 снизу; СОЛЬ - 2 сверху, 1 снизу; ЛЯ - 1 сверху, 1 снизу; СИ - 1 сверху; ДО 2 октавы - все отверстия открыты.
Тональность дудука определяет не только размер самого тела (корпуса инструмента), но и размер трости, издающей звуковые вибрации. Простой пример: возьмите ЛЯ-дудук с тростью в тональности ЛЯ и получите ноту ЛЯ; возьмите тот же ЛЯ-дудук и поставьте в него трость, звучащую на пол-тона или на тон выше и ваш дудук зазвучит выше. Тональность дудука подбирается в основном исходя из возможностей певца (диапазона голоса). Клавишные и прочие инструменты в ансамбле обычно транспонируют и подстраивают под солиста и под дудук.
1. Трость не издает звук вовсе.
Рассмотрим случаи, когда трость размочена и открыта для игры, вставлена прочно в дудук, а хомут установлен на уровне, необходимом для получения игрового отверстия:
В случае, если вы знакомы с техникой звукоизвлечения на дудуке и не можете издать звука то, вероятно, что ваша трость слишком жесткая, а губы недостаточно натренированы для нее. Попробуйте применить другую, более легкую трость.
Также есть большая вероятность того, что трость неправильно сформована при изготовлении, что не обеспечивает должных условий для взаимного колебания ее язычков. В этом случае требуется заменить трость на игровую.
Мне также приходилось с талкиваться с ситуацией, когда кожаная проклейка по краям трости была выполнена из слишком толстой кожи, что гасило все звуковые колебания трости. В этом случае проклейку требуется снять при помощи канцелярского ножа, спирта или воды (в зависимости от типа клея), зачистить мелкой абразивной бумагой поверхность трости. Можно проверить работоспособность трости без проклейки, а далее: оставить и играть как есть, либо выработать кусочек дубленой кожи так, чтобы осталась только верхняя его часть, без замшевого слоя. Эта тоненькая почти невесомая пластинка кожи и клеится на трости. Но существуют также замечательные профессиональные трости вовсе без проклейки, к ним требуется более бережное отношение.
Остальные случаи:
Трость очень широко открыта и не позволяет издавать звук. Трость поглотила слишком много влаги, либо изготовлена из материала, непригодного для использования в дудуке (тростник, который набухает сильно при незначительном увлажнении); неправильно сформована (вовсе не закрывается даже в сухом состоянии); либо хомут недостаточно узок или слаб для того, чтобы стянуть трость, тем самым скорректировав игровое отверстие. Решения: проверьте, сплющите или замените хомут (замена осуществляется на более длинный и толстый, либо подтачивается или подрезается внутренний его угол).
2. Трость звучит, но инструмент не дает мажорной гаммы при игре на полных отверстиях (верха завышены и неадекватный тональный интервал между соседними отверстиями).
Звуковой ряд дудука диатонический, проще говоря, открывая поочередно отверстия на корпусе дудука мы получаем ноты, как если бы мы по очереди нажимали на белые клавиши фортепиано (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до и т.д.).
В таких случаях возможны следующие неисправности:
Ваш дудук не настроен, проще говоря, отверстия высверлены "на глаз", либо у дудука не правильный диаметр канала. Нужно знать, что после того, как в теле всякого дудука размечаются и высверливаются отверстия необходимого диаметра, следует процесс настройки по тюнеру. Настройка выполняется на повышение тона с использованием специального инструмента, который изнутри увеличивает диаметр канала напротив настраиваемого отверстия. Часто настройку видно с внешней стороны игровых отверстий, обратите внимание, что несколько отверстий могут иметь выточки и расширения внутрь канала. Если этого не наблюдается, очень вероятно, что ваш дудук - всего лишь сувенир в память об Армении, приобретенный на ереванском базаре за 10 долларов, но внешне почти не отличимый от игровых инструментов.
Второй причиной этой неисправности может быть неправильный подбор трости к телу дудука. Есть случаи, когда музыканты ставят на один дудук трости другой тональности (устанавливая более длинную трость, понижают общую тональность, а выбирая трость покороче - повышают), но обычно разница составляет полутон-тон. Если несоответствие больше - то дудук не будет корректно строить, сильно завышая на верхних нотах.
3. Дудук и трость после разыгрывания строит, но тональность инструмента плавает во время репетиции, что делает затруднительной игру в составе музыкального коллектива.
Давайте попытаемся сразу уяснить, что дудук - очень древний народный музыкальный инструмент. Народные инструменты отличаются от академических простотой и незамысловатостью конструкции, но вместе с этим они менее стабильны и обладают гораздо более скромными музыкальными возможностями. Кроме того, дудук - это язычковый инструмент, а язычковые инструменты сами по себе являются очень сложными, зачастую даже не предсказуемыми.
Рассмотрим случай, когда вы полностью уверены в несувенирном происхождении вашего дудука. Трость дудука выполнена из травянистого растения Арундо донакс, ствол которого, созревая, твердеет и деревенеет, становясь похожим по структуре на древесину бамбука. При производстве тростей для дудука определенный тростник срезается, подвергается механической и термической обработке, в процессе которой формируется особая форма, позволяющая двум напротив находящимся язычкам вибрировать, издавая звук. Всем известно, что любая древесина набухает из-за контакта с водой. Первоначальная размочка и продолжительный контакт с человеческой слюной, а также конденсат дыхания, оседающий на внутренней поверхности трости приводит к ее увлажнению, в результате чего форма трости, "запомненная" ей при изготовлении, на время видоизменяется (трость старается разгладить полученную сплющенность и восстановить природный круглый в сечении вид). Времененная деформация от намокания приводит к увеличению зазора между язычками. От этого повышается расход воздуха, понижается тональность до тех пор, пока сопротивление трости не станет настолько сильным, что губы окажутся не в состоянии заставить ее вибрировать. "Влагостойкость" трости зависит от региона произрастания камыша, от года сбора урожая, толщины стенки и т.д., но набухают все без исключения трости. Для компенсации постепенного расширения трости придуман хомут, стягивающий ее и подстраивающий тональность (хомуты делаются не только из виноградной лозы, есть хомуты, выточенные из дерева). Наличие хомута в строении трости - это не панацея в решении проблемы, дудукист должен обладать хорошим музыкальным слухом и сильными мышцами губ (амбушюр), чтобы подстраивать свой инструмент под опорную ноту мелодии. Бывают случаи, что даже самая качественная профессиональная трость сильно намокает во время концерта и музыканту приходится играть на "нестроящем" инструменте, корректируя более сильным нажатием губ общую тональность своего дудука. Запомните, если вы хотите изучать дудук, вам придется тренировать свой музыкальный слух и только многолетняя практика приведет вас к укреплению амбушюра. Либо у вас есть возможность купить синтезатор и он будет стабильно строить и радовать вас своим обилием искуственных инструментов :-). Не забывайте после игры закрывать колпачком ваши трости, иначе раскрывшаяся трость может частично запомнить расширенное состояние, что скажется на ее дальнейших звуковых качествах.
4. Дудук и трость строит, но тембр слишком резкий (зудящий звук).
Изначально множество факторов влияет на резкость звучания. Из них самый главный - степень увлажненности трости перед игрой. Недостаточно размоченная трость издает сухой "зудящий" звук. Тонкие легкие трости также звучат более высокочастотно по сравнению с толстыми тяжелыми тростями. Со временем любая, даже самая толстая трость облегчается и увеличивает процент высокочастотных колебаний. Тем не менее, хотелось бы отметить, что каждый человек по разному воспринимает тембральный окрас звучащего дудука. "Резкость" звука или его "бархатность" это характеристика не абсолютная, а лишь субьективное восприятие. Возможности звукорежиссуры в наше время безграничны и в любой фонограмме, как и во время живого выступления применяются различные алгоритмы обработки звука. Эквалайзер может превратить резкое звучание в бархатный глубокий звук, так и наоборот, плотный наполненный звук, скажем, тенорового дудука, сделать более прозрачным и воздушным. Также при исполнении на дудуке весьма популярны всевозможные эффекты, такие как эхо или реверберация, имитирующие просторные помещения, добавляющие объем и "оживляющие" фонограмму.
С уважением ко всем музыкантам,
Евгений Стрельников
Восточный интернет-магазин
http://vk.com/dudukzurna(кавказские, ближневосточные, среднеазиатские барабаны, даф, томбак,
дарбука, музыкальные инструменты, дудук, зурна, шви, кожа для барабанов,
тар, уд, баглама, кеманча, сантур)
Цитирование возможно только с разрешения автора и с учетом размещения ссылок.