Змей Горыныч

Aug 07, 2008 01:05

Решила систематизировать немного сведений про сего дракона. Идея пришла в голову давно, ещё когда читала "Драконологию" Гарри Поттера и не обнаружила там такого существа...

На коне сидит собака, что сенная копна,
Голова у собаки со пивной-то котел,
А глаза у собаки с большу чашищу...

Змей Горыныч - обитатель русских былин и сказок, представитель злого начала, дракон, по разным вариантам с 3, 6, 7, 9 или 12 головами. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с землёй и водой - с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, «русские полоны». Там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча - «змееныши» (впрочем, они часто бывают и «во чистом поле», где их «потаптывает» своим конем эпический герой). Змей Горыныч не всегда четко отличим от других сходных образов - Змей Тугарин, Змиулан, Огненный Змей, просто Змей и тому подобными персонажами.

В былинах Змей Горыныч («люта змея»...) обычно появляется в сюжете «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», в двух его кульминационных точках: первый раз, когда Добрыня Никитич купается в Пучай-реке, и второй раз, когда тот же богатырь спускается в норы Змея Горыныча и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну. Появление Змея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит». Основное оружие Змея Горыныча - огонь. Добрыня ухитряется нанести Змею Горынычу сокрушительный удар «шапкой (шляпой) греческой земли». Змей Горыныч пал на сыру землю и взмолился к Добрыне о пощаде, предлагая написать «велики записи немалые» не съезжаться в чистом поле и не устраивать кровопролития. Добрыня соглашается и отпускает Змея Горыныча на свободу. Возвращаясь к себе и пролетая над Киевом, Змей Горыныч, однако, нарушает «записи» и похищает Забаву Путятишну, спрятав ее в своих норах. Князь Владимир посылает Добрыню освободить свою племянницу. По пути, в чистом поле, Добрыня «притоптал» «много множество змеенышев». Откинув железные подпоры и отодвинув медные запоры, он спускается в змеиные норы и прежде всего освобождает «полоны»: князей и бояр, русских могучих богатырей. После этого он выводит из нор от Змея Горыныча Забаву Путятишну. Змей Горыныч обвиняет Добрыню в нарушении «записей» и уничтожении «змеенышев», вторжении в «норы змеиные» и не соглашается отдать Забаву Путятишну «без бою, без драки, кроволития». Но второй поединок не состоялся: Добрыня указал, что первое нарушение «записей» было делом Змея Горыныча.

По одной из версий, со временем древний миф приобрел новую окраску: Змей стал восприниматься как воплощение язычества, а вся былина превратилась в аллегорию принятия христианства.

Сказочный Змей Горыныч занимается тем же, чем и былинный. Грабит, ест людей и соблазняет женщин. В сказках он может оборачиваться добрым молодцем, камнем, веником и т.п. Как и в былинах, Иван-царевич или богатырь убивает злодея, отрубив ему голову (несколько голов). Связь с былинами четко прослеживается в сказке «Иван Быкович», где главный герой перед тем, как убить семиглавого Змея (чудо-юдо), бросает в него горсть земли и ослепляет чудовище. А также в сказке «Никита Кожемяка», в которой Змей похищает царскую дочь и насильно женится на ней. Никита Кожемяка бьется со Змеем, но силы оказываются равны, и он предлагает чудовищу заключить мировое соглашение и поделить землю поровну. Когда дело доходит до дележа моря, Змей выплывает на середину моря с богатырем на спине, и там Никита Кожемяка его убивает.

В сказках со Змеем Горынычем связан ряд мотивов: Змей Горыныч полюбился царевне; он учит ее извести брата-царевича, но гибнет будучи разорваным «охотой» Ивана-царевича. В более поздних преданиях Змей Горыныч зачастую имеет человеческий облик. В сказке «Чудесная рубашка» служит поваром у Ивана - купеческого сына после того, как побеждён им. Но взамен за доброту главного героя, Змей обольщает его жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана, но погибает. Аналогичная ситуация складывается в сказке «Птичье молоко». В этом сказании Змей Змеевич является придворным царевича, становится любовником его жены и замышляет убить героя с тем, чтобы захватить власть в его царстве. В этом сюжете явно слышится отголосок былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». В былине противник богатыря - Змей вхож в дом князя и имеет любовную связь с княгиней.

То есть, в народном сознании Змей Горыныч постепенно стал ассоциироваться с подлым коварным человеком.

Имя Змея Горыныча отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (например, сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (иранский Ажи Дахака, буквально - "Змей Горыныч", Горыныч как Горыня, баба Горынинка и другие - от глагола "гореть" и лишь вторично от слова "гора": иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе).

Что касается современного восприятия этого персонажа, то одни видят в нем порождение сил грозной стихии, в частности смерча, другие усматривают в нем даже гигантский монголо-китайский огнемет. Есть мнение, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра, но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения данной гипотезе нет. Собственно, ещё о современном взгляде на вещи можно прочесть тут.

Иллюстрации:






Литература:
1) Википедия
2) Иванов В.В., Топоров В.Н. "Мифологический словарь"
3) Пропп В.Я. "Русский героический эпос"
4) Непомнящий Н.Н. "Загадочные существа. Змей Горыныч: миф или реальность?"
5) О Змее Горыныче

обсуждение, история, ссылки, притчи, картинки

Previous post Next post
Up