Рецензия от Антона Вопилова

Sep 06, 2009 19:20

Спасибо arwen_soprano:

«Мне люб лишь такой мальчуган, что станет мужчиной
Не чужими стараньями, а только своими делами,
Он предпочтет быть беспутным, лишь бы не стать благонравным
Из страха или стадного чувства…»
Уолт Уитмен, «Песня о себе»

Вместо того чтобы писать эту рецензию, я просто мог бы продолжать цитировать Уитмена - и статья об «Обществе мертвых поэтов» не стала бы от этого хуже. Впрочем, как сказал мистер Киттинг: «Когда вы считаете, что в чем-то разбираетесь - постарайтесь посмотреть на это с другой точки зрения».

Образцово-показательная школа «Уэлтон», занимающаяся подготовкой своих студентов в лучшие учебные заведения Штатов со времен своего основания держалась на четырех столпах: «Традиции. Честь. Дисциплина. Совершенство». Впрочем, студенты видели основы существования школы в несколько ином свете, что на учебном процессе, никак не сказывалось: на латыни шла зубрежка, на геометрии устанавливались драконовские правила о домашних заданиях, на литературе с линейкой в руках приходилось высчитывать величие стихов и поэм. Так было бы и в этом году, если бы на должность преподавателя литературы не пригласили бы блестящего выпускника «Кругов Ада», Джона Киттинга.

Возможно, это шовинистический и довольно банальный взгляд, но я повторю слова моего хорошего друга, с которым мы часто пересматриваем «Общество мертвых поэтов» - это мужской фильм. Не потому, что режиссер намеренно услаждает мужской взор сценами насилия и грубыми шутками: смутить вас здесь сможет разве что эротический разворот журнала неясного происхождения, занесенного в индейскую пещеру Чарли Далтоном. Питер Уир показывает мужскую дружбу так искренне, как удавалось это разве что Ремарку в «Трех товарищах». И совершенно точно режиссерский стиль Уира ничуть не уступает писательскому таланту Ремарка, а сценарий «Общества мертвых поэтов», безусловно, заслуживал своего «Оскара» в 1989 году.

Конечно, педагогические поэмы были привлекательны всегда - и когда их писал Макаренко, и когда в них снимались Белуши и Берренджер. Схема отношений «укротитель-львы» в этих фильмах соблюдается неукоснительно. Но представить, чтобы в такой системе развивалось действие фильма Питера Уира, заставившего Трумэна Бербанка проковырять дырку в своде мира ради поездки на Фиджи, просто невозможно.

Мир, который открывает перед учениками Джон Киттинг единственной фразой «Carpe Diem», очарователен. Нельзя не поддаться призыву Робина Уильямса к веселому вандализму, и не отправить в урну пару страниц Притчарда, даже если ты самый завзятый зубрила и благоразумнее осторожного человека из «Старухи Изергиль». Можно не убегать ночью из школы на заседание «Общества мертвых поэтов», не идти в театральный кружок против воли деспотичного отца, можно не рисковать своей шкурой и не поцеловать понравившуюся девушку на глазах у ее приятеля, пьяного капитана футбольной команды - а потом, не придется ли сказать, что ты не жил?

мнение, фильм

Previous post Next post
Up