Предоставление ассистента в системе общего образования

Dec 07, 2014 19:25

http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-2079/

Реализация права на образование детей с инвалидностью в системе общего образования напрямую зависит от адаптивности системы к особым потребностям, которые имеются у конкретного ребенка.

В первую очередь это касается возможностей самих школ стать физически доступными для таких детей. Ведь без создания доступной образовательной среды в узком смысле об адаптивности системы общего образования и об инклюзивном образовании не имеет смысла говорить вообще.
Но, помимо проблемы доступности, которая в России начала хоть как-то решаться в ходе реализации государственной программы «Доступная среда», для достижения полноценной инклюзии необходимо решать и другие проблемы. Одну из таких проблем хотелось бы затронуть сегодня. Это проблема предоставления ассистентов/помощников для учащихся с инвалидностью, которые нуждаются в дополнительном сопровождении при получении образования. Во-первых, это дети, нуждающиеся в постоянном уходе или эпизодической помощи, т. е. нуждающиеся в физической посторонней помощи. Во-вторых, это дети, нуждающиеся в дополнительной помощи при освоении образовательных программ.
В соответствии с законом об образовании в РФ
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, в каждом регионе действует свой региональный закон, регулирующий правоотношения в сфере образования. В частности, в Москве в 2013 году был принят Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве"
Таким образом, на законодательном уровне впервые в России было введен институт помощников (ассистентов), которые призваны содействовать учащимся с инвалидностью в получении образования. Понятие «помощник» законом понимается как один из компонентов «специальных условий», которые при необходимости должны быть созданы для учащегося с инвалидностью. Такая необходимость должна быть прописана в его ИПР. Только после этого она становится обязательна для исполнения системой образования и конкретной школы, где обучается этот учащийся.
Итак, законами предоставлено право. Система образования должна следовать закону и создать условия для реализации этого права. Что же на самом деле происходит и как могут реализовать это право дети с инвалидностью?
На практике даже в Москве - самом благополучном в финансовом отношении регионе, ситуация не сильно сдвинулась с мертвой точки. В большинстве случаев детей, нуждающихся в помощниках, направляют на надомное/ дистанционное обучение. Ну и, конечно, в коррекционные образовательные организации интернатного типа. В случае несогласия родителей этих детей на такой подход к решению проблемы им предлагается самостоятельно решать проблему сопровождения своих детей в процессе обучения. Т. е., как и раньше, самим сопровождать своего ребенка в школе. Единственное, что действительно изменилось, - перестали запрещать и ставить препоны родителям при сопровождении ими своих детей. Раньше и с этим была проблема, РООИ «Перспектива» неоднократно помогала родителям решать такую проблему со школами, поскольку родителям часто запрещали организовывать сопровождение своих детей даже за собственный счет. По сути, система образования милостиво разрешила родителям делать то, на что они и раньше имели право, и теперь, в соответствии с новым законодательством, должны делать сами за счет бюджета.
Конечно, бывают и другие случаи. Так, например, Валентине ДРОЗДКОВОЙ, удалось добиться оплаты школой ее сопровождения своего ребенка с инвалидностью. Валентина также сопровождает еще двух девочек в этой е школе. В данном вопросе Валентина занимает четкую позицию: есть закон, и его нужно исполнять. Записано в ИПР, что ребенок нуждается в помощнике, значит, школа должна его предоставить. Нужно добиваться, чтобы закон исполнялся, и основное бремя этой борьбы лежит, прежде всего, на родителях детей с инвалидностью. Им не стоит думать, что все само урегулируется одним лишь фактом принятия закона.
Нужно отметить, что школа, где обучается сын Валентины Кирилл, достаточно давно позиционирует себя как инклюзивная, задолго до принятия закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из данного факта, становится понятно, что Валентине в такой ситуации значительно легче добиться исполнения закона.
В другом случае в другой московской школе мама детей с инвалидностью Юлия САЯПИНА вынуждена сопровождать своего ребенка в школе «Ковчег» самостоятельно и за свой счет в школе. Как заявила Юлия на вебинаре, прошедшем 22 мая и организованном в ресурсном центре РООИ «Перспектива»: У школ нет на это денег, несмотря на то, что Департамент образования говорит обратное, и школы должны обеспечить предоставление помощников детям с инвалидностью.
Как правило, отказы в реализации права на специальные условия, в данном случае услуги помощника, обосновывают отсутствием средств. Сложно назвать такую мотивировку обоснованной в правовом понимании. Тем не менее, на практике оказывается, что школа, чиновники образования не врут. Действительно, деньги по данной статье не выделяются. С момента вступления в действие закона «Об образовании лиц ограниченными возможностями здоровья» не было издано ни одного подзаконного акта, который бы определял порядок, размер и источники финансирования данной услуги. Между тем, она достаточно затратна, и в организационном отношении нуждается в определенном правовом оформлении. То есть нужно изменить штатное расписание школ, под которое, соответственно, можно будет выделять финансирование. Кроме того, необходимо определить требования, предъявляемые к помощникам/ассистентам системой образования, его должностные обязанности и т. п. Без урегулирования вышеперечисленных вопросов данная проблема вряд ли сдвинется с мертвой точки.

В соответствии с Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
29. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях, кроме учителя, присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, приказ Минобрнауки предусматривает наличие помощников/ассистентов только для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению, а также для учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях. Между тем, в ассистентах очень часто нуждаются учащиеся с нарушениями опорно-двигательных функций. Важно отметить, что в настоящем документе введено понятие тьютор. Это с одной стороны как бы ассистент тот же, но имеет немного другие функции. Тьютор - это, как определено в приказе, воспитатель. Его конкретные функции и квалификационные требования также не определены. Подразумевается, что в его функции входит, прежде всего, налаживании коммуникации между учителем и учащимся и вовлечение непосредственно в учебный процесс. Также остается непонятным, должен ли тьютор сопровождать учащегося во внеклассных занятиях и внеучебных мероприятиях, организованных школой.
Из вышеизложенного мы можем видеть, насколько остро стоит проблема реализация права на специальные условия для получения образования детьми с инвалидностью. Это и проблемы финансового обеспечения, и проблемы организационного и правового характера.

тьютор, права, школа, инклюзия

Previous post Next post
Up