Это кросс-пост из моего жж, сорри за дублирование. В сентябре под юбилей Довлатова было обнаружено несколько интересных фотографий (Серман, Аловерт, Щенников) и несколько любопытных сюжетов
https://ru-dovlatov.livejournal.com/62340.html https://jenya444.livejournal.com/734543.html https://jenya444.livejournal.com/724737.html Продолжая тему фотографий с историями - тут выходит новая книжка Сермана, из её анонса с небольшими дополнениями.
" ... В этой невероятной благословенной тишине внезапно раздался радостный и довольно громкий крик нашей Лизочки: «Папа, папа, посмотри - дядя Сережа везет Колю на санках!». Я выглянул в окно, и мне стало ясно, что пропустить такой кадр будет преступлением, схватил камеру и выбежал на улицу. На улице из-за густо падающего снега стало как-то темновато, а в камеру был заряжен, как назло, малочувствительный Кодахром 65. Я вынужден был поэтому снимать объективом с диафрагмой 1.21, который дает мягкое изображение. Оказалось тем не менее, что всё сработало как надо и даже лучше. Фотография получилась, и тридцать с лишним лет спустя, когда она была впервые выставлена, Лев Поляков, которого Иван Толстой назвал «леопардом от фотографии», сказал мне: «Старик - это гениальная работа!» ... "
Серман, М.И. По первому снегу. Сергей Довлатов с сыном Колей. 1984.
" ... Я заметил, что у него всё время расстегивается пуговица на куртке. На это Сергей, досадливо поморщившись - он был одним из самых аккуратных людей, мне знакомых, - ответил, что он давно собирается похудеть и даже изобрел способ похудения - надо есть всё невкусное и желательно стоя, не садясь за стол. Потом он посетовал, что вся вкусная и прекрасная еда вместо того, чтобы превращаться в стальные мышцы и мужскую мощь, только увеличивает брюхо и плохо отражается на качестве литературы. Тут я упомянул дедушку Крылова, толстого, обжору, но необыкновенно популярного как при жизни, так и теперь. На это Сергей мне возразил, что его популярность поддерживалась царским домом, ну а басни - это всё пересказы и переводы, и поэтому пример неправильный, и к нашему времени никак не подходит, тут же добавив: «И тебе, Маркизет, не мешало бы сбросить два-три килограмма. С исхудалым телом и одухотворенным от голода лицом ты будешь больше похож на бедного, но талантливого художника, а так про тебя только ясно, что ты бедный".
Поскольку мое участие в разговоре было минимальным, я делал свое дело: несколько вариантов кадров - с поворотом и без, поясной портрет, в три чет- верти (это по колено) и на этом работа была закончена. В результате в книгу пошла фотография в три четверти. Я думаю потому, что она по формату больше подходила к суперобложке, и к тому же на ней больше фона, состоящего, как я уже писал, из chicken fence и угадывавшихся редких осенних деревьев, - такой ассоциативный элегический российский пейзаж с писателем-эмигрантом на переднем плане. ... "
Серман, М.И. Фотопортрет Сергея Довлатова для американского издания «Компромисса». 1980-е.
Другие фотографии (фрагменты) из этой серии.
https://esquire.ru/letters/289053-dovlatov-kak-on-byl-fragment-knigi-sergey-dovlatov-fotografii-ocherki-i-vospominaniya-marka-sermana/