ПОРАЖЕНИЕ (2000) :: пресс-релиз

Mar 04, 2010 05:00


«Самое ценное здесь даже не легко маркетируемая домра, а то, что песни очень хороши. …это сокровище народного рока, после которого старческие потуги ЧАЙФА или КРЕМАТОРИЯ слушать как-то стыдно…» (АК Троицкий, «Ведомости», 24.06.2000)

«Где по неписаным законам жанра надо сорваться, плюнуть, крикнуть, взвыть, распахнуть и только так - там Света строга, учтива и решительно никого не унижает душевной теплотой. Максимум, что она себе разрешает - это воскликнуть «уроды» да выскрепеть зубами «нежность». И эти редкие микроэкстазы учтивой девочки выводят из себя сильнее, чем перманентные крики любого неформала» (Максим Семеляк, «Известия», 28.01.2000)


«Неземная беспредельность верности Светы Чапуриной себе и своим песням выводит ее очень далеко за рамки шоу-бизнеса» (Сергей Гурьев, «Свистопляс», 1/2000)

«Это первый опыт работы коллектива в условиях профессиональной студии... Альбом издается на «Отделении ВЫХОД», что само по себе говорит искушенному меломану о многом, а если добавить к этому перманентный интерес, проявляемый к деятельности трио со стороны столь разнополюсных персонажей рок-н-ролльного и около-рок-н-ролльного райка, как Сергей Гурьев, Егор Летов, Артемий Троицкий и Роман Неумоев, то перспектива действительно вырисовывается крайне заманчивая» (Я-Ха, «Свистопляс», 2/2000)

«Эта питерская группа ... имеет статус культовой команды среди продвинутой общественности обеих столиц. Уникальный сплав фолка, блюза, панк-рока, хард-кора, нетрадиционный состав (домра в рок-н-ролле - инструмент редчайший), постмодернистские тексты Чапуриной, ее энергетически насыщенная манера пения - все это вызывает закономерный интерес, увеличивающийся ныне в геометрической прогрессии» (Fuzz, 1-2/2000)

ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ
«Поражение»
(Отделение ВЫХОД)

Пять первых вопросов к группе ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ

1. А разве есть такая группа? Вопрос возникает у многих. Но почти все сразу вспоминают - что-то уже слышали, где-то уже читали. Цитаты говорят сами за себя. И хотелось бы, чтобы все знали - такая группа ЕСТЬ. Под разными названиями (СТРУП, ХАКЕР, СЪЕШЬ ГРИБЫ) проект Светланы Чапуриной (лидер, автор песен, домра, вокал) существует уже около 10 лет. Кроме нее в записи этого альбома участвовали Олег Кукович (барабаны), Наиль Кадыров (гитара, бас-гитара), Игорь Потапов (бас-гитара).
2. Разве на домре можно играть рок? Конечно. Рок можно играть и на арфе, и на лопате. Просто душа должна рваться из груди, а песня из души. Но особенность домры в том, что она предполагает еще и изрядную технику владения инструментом. Тут уж недостатки обучения и тем более неумение не скроешь за искаженным электрическим звуком, псевдорокерской концепцией и десятиминутными соло.
3. Как определить стиль, в котором играет группа? Самый любимый вопрос среди журналистов. И самый нелюбимый среди музыкантов. В свое время было сказано слово «фолк-панк». Слово произнесенное есть ложь. Чапурина, естественно, против: «Мы играем просто альтернативную музыку…». Но если учесть, что команда оказывается на стыке нестандартного саунда и инструментального драйва, подобного раннему НОЛЮ и ВОПЛЯМ ВИДОПЛЯСОВА, и душевного настроя или, правильнее сказать, расстроя, близкого Янке Дягилевой, то определение получается вполне приемлемое. Попробуйте на язык слово «фолк-кор».
Второй вариант - это народный рок, предполагающий любой набор заимствований и смешений, при обязательной русской, скоморошьей лихости, хитром драйве и фолковой символике, типа природа, погода, нужды народа и времена года.
4. Откуда такое название? Второй любимый журналистами вопрос. Без комментариев.
5. Музыкальные пристрастия музыкантов и, в особенности, лидера? Третий стандартный вопрос. Ответ прост, как песня жаворонка, как шелест травы. Любимая группа Чапуриной (прости, Господи!) DEAD KENNEDYS, что, возможно, частично объясняет и название проекта. Желание увидеться с лидером бешенных полит-панков Джелло Биафрой, несколько детское, но давнишнее и стойкое. Ведь у каждого свое солнце.

Пять поворотов судьбы Светланы Чапуриной

1. Начало. Света с мамой, а потом уже одна, объехала половину нашей необъятной. Может быть, это плохо звучит, но она знает жизнь не по книгам. В свое время в Николаевске-на-Амуре Света была отдана в музшколу, «на домру». И домру она любит, мечтая превратить в «полноправный рок-н-ролльный инструмент».
2. Питер. С самого начала музыкальной карьеры Чапурина начала терпеть победы и одерживать поражения. Акустические проекты, попытки записи, пропадающие в отечественных туманах. Сталь продолжала закаляться почти десять лет.
3. Хохот. Демо-альбом «Хохот Моцарта» (1998 год) стал первой более-менее полноценной записью. Свойственную Светиным песням бесконечность смыслов, их бездонную лаконичность почувствовали такие противоположности как Артемий Троицкий и Сергей Гурьев. Троицкий, услышав «Хохот Моцарта», назвал запись интереснейшим дебютом последних лет и не стал ограничиваться словами, а пригласил группу выступить в программе концертов «Артемий Троицкий представляет». Еще до этого рваными ритмами чапуринской души проникся Сергей Гурьев. Суровый гуру отечественного андерграунда принял активное участие в становлении нынешней атмосферы вокруг проекта. Атмосферы элитарной любви и ощущения причастности к волхованию. Но сразу была уверенность, что ДМиК стоят большего. Что они могут гораздо больше…
4. Альбом. Сомнения в правильности пути исчезли. Решительные изменения в составе и запись альбома - абсолютно естественное продолжение и развитие ситуации. Выбранное название многозначно и очень цельно. Наконец-то поражена цель - альбом записан. Но группа теперь часть шоу-бизнеса, а не только акустического или электрического андерграунда. Это, конечно, отступление от идеалов подполья, поражение. Но отступление на подготовленные позиции. Музыкально и социально группа переросла психологию музыки подвалов и подъездов. С позиции борьбы с официозом подобная легализация - это поражение в правах.
Оригинальный состав - домра-бас-барабаны. Оригинальный саунд - живой и дышащий. Прозрачный настолько, насколько может быть прозрачен интенсивный по-панковски и в то же время плотный, как стеклянная стена, звук. Не пройдешь, не прокричишь, но если в руках молоток - то оно конечно… Но тогда можно получить и сдачи - чур не обижаться.
Оригинальные тексты, лаконичные, как выдох, как выстрел, как крик птицы, как тень в ветвях. Когда ничего еще не произошло, но вдруг понятно - уже все случилось, уже ничего не вернуть. Тревожная вязь гаражного ритма и тонкого фолк-кора домры. Непреходящее ощущение тревоги и боли. Альбом полноценен и достаточен. Конечно, все можно было сделать иначе, правильнее, красивее и вообще культурней. Но родилось вот так. Так и будет жить. Ибо это отражение жизни группы на данный момент времени. Не абсолютно точное, но довольно близкое к оригиналу. Наконец-то совпали нужные музыканты, нужное настроение, нужные люди вокруг. (Отдельно группа благодарна директору Ирине Масалкиной, Олегу Ковриге в частности и «Отделению ВЫХОД» вообще. Ну и конечно - Гурьеву, выполнившему значительную часть музыкально-информационного продюсирования и психологического тренинга.)
5. Воспоминание о будущем. Чапурина как автор и как музыкант находится на пороге зрелости. Таких музыкантов всегда было немного. Сейчас их мало как никогда. И появляются они все реже и реже. В наших руках наше будущее.

Пять вздохов со Светланой Чапуриной

1. Музыка. Группа играет все быстрее и быстрее. Музыканты меняются, но призрак Биафры гонит их к пределу технических возможностей и человеческого восприятия. Они уже не умещаются в реальность. Они уже могут увести нас за черту. В России вот так, соединяя в высшей точке технику и духовность, не играют.
По воздуху композиций, происходящее сравнимо с камерной струнной музыкой или THE POLICE. Слышно каждую мелочь, каждый звон домры, каждый вдох баса. Лажа исключается. По скрытому напряжению - с Патти Смит или JOY DIVISION. Обратите внимание на крайне уместную и точную гитару Наиля. Но не ждите легкой музыки.
2. Тексты. У Чапуриной не только нет счастливых, не мучающихся персонажей, но и просто нет персонажей, понимающих кто они, где они, куда они. При этом все очень живое, дышащее, чувствующее, больное, как свежий синяк или очередной плевок в душу. Просто Сэмюэль Беккет какой-то. И главное - жизненная сила и способность принять обстоятельства, как своего ребенка, жить той жизнью, которая дана от Бога. В горящую избу, так в избу, коня, так коня, рок-н-ролл на домре, так рок-н-ролл. Иногда кажется, что Чапурина - единственная нить, связывающая жестокую, надрывную рок-бардовскую традицию типа Башлачева или НАУТИЛУСА периода «Невидимки» с нашим временем. Она либо последняя надежда, Жанна д’Арк русского рока, либо первая звезда нового тысячелетия. Если только там будут в цене звезды не из пластмассы и даже не из картона.
3. Счастье. Посмотрите на Светлану, когда она делает свое дело, играет музыку. Вы сможете, если захотите, почувствовать ЭТО. Девочкина жизнь, Женская судьба - не поле для анализов и пресс-релизов.
4. Дом. Света до сих пор живет в обычной питерской общаге. Кто не пробовал - не поймет. Какие тут могут быть еще комментарии.
5. Деньги. А кому их хватает? Но, пожалуй, нельзя сказать, что они несовместимы. Когда Чапурина работала директором художественного музея, удавалось даже откладывать. На поездку в питерский андерграунд.

Пять источников и пять составных частей явления под названием
ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ

Природный драйв, питерский дух, сибирский панк, фолковый экстаз, русский (в самом широком смысле) народ.
1. Стоический оптимизм, состояние, описываемое фразой «пробьемся!»
2. Застенчивое упрямство, она же скромная смелость. Мы все знаем этот тип русской женщины. Взгляд чуть исподлобья. Молчание - золото, слово - серебро. Все на пределе и все без остатка.
3. Злая духовность или, вернее, душевность. Никому не придет в голову назвать Светины песни добрыми. Или светлыми. А вот чувства они вызывают самые добрые и светлые.
4. Разносторонность таланта. Вы знаете, как Олег рисует? А какие у Светы короткие рассказы в жанре просветленного абсурда? Даст Бог, еще узнаете…
5. Трепетная агрессия ветра в парусах, вина в голове, птицы, защищающей свое гнездо.
Где тут источники, где части - кто же теперь поймет. Да и не важно все это…

Пять историй о Светлане Чапуриной

- Однажды Света подружилась с Алексом «Гиллеспи» Петроченко (АУ, ДВЕРИ и др.) и Лешей «Зайцем» Зайцевым. Итог определил жизнь: первые квартирники - у Зайца, первый альбом - «Кобыль», первый электрический состав - с Алексом. А еще - новые друзья в Питере, среди которых будущий муж, ныне барабанщик ДМиК Олег Кукович. Так переплелось творческое и личное. Результат на сегодня - группа ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ и сын Егор - два смысла, две любви.
- Однажды Света, окончив музыкальную школу по классу домры, перебралась в Хабаровск, в местное училище искусств. Сокращенно - ХУИ. Извините, как говаривал слоненок.
- Однажды Света чуть было не оказалась осеменатором в совхозе. Резиновые перчатки, емкость с бычьей спермой. Корова, повернув рогатую башку: «А поцелова-а-ать?». Родина - уродина… Пришлось переквалифицироваться в директора художественного музея.
- Однажды Свете надоело быть директором музея в маленьком сумасшедшем городке. Она собралась и уехала в Питер. Еще никогда в жизни она не возвращалась по той тропе, которую сама проложила…
- Однажды у Светы была грустная и злая песенка о жизни - «Чёрт». Олег привел в группу нового басиста - Игоря Потапова. Он был принципиально православным. Группа перестала играть по божеским праздникам. «Чёрт» превратился в «Крота». А недавно с Игорем пришлось расстаться. Один из главных хитов вернул свое первоначальное название и исконную метафизичность. Ангел, стоящий у Светы за спиной, никуда не отлучался…

Александр В. Волков
при участии И.М.

альбомы, пресс-релизы

Previous post Next post
Up