“Однажды я чуть было не остался на глубине 60м навсегда.
А дело было так. Ныряли на Палау. Красота вокруг необыкновенная, толпы крупной живности - акулы, скаты, черепахи, ну да ты сам все знаешь. Вода +30. Отмучился со студентами, выдался напоследок свободный день для дайва в свое удовольствие. Беру видеокамеру, пропускаю группу вперед. Они пошли с гидом, я остался один без пары. Да ладно, говорят местные, ты же крутой дайв-инструктор, ничего страшного. Да я и не возражал - не впервой одному. Падаю с лодки кувырком назад с борта - ничего не пойму. Вишу под водой вниз головой, погрузиться не могу. Ага, костюм зацепился за борт. Звать абреков на помощь неудобно, а вывернуться и зацепиться за борт не получается. С пятой, наверное, попытки выкрутился, подтянулся на руках, залез на борт, отцепил “хвост”. Тут же падаю опять - бац! Ударился головой о видеобокс, который остался в воде. Тьфу, черт, больно.
Группа ушла вперед, надо догонять.Пришлось поработать ластами, слегка запыхался. Смотрю - в пещере акулы на дне лежат. Класс! У меня же видео! Ну я и рванул к ним. Все как обычно. Сколько раз говорил студентам, что камера в руках - фактор риска. Народ обычно обо всем забывает, перестает контролировать ситуацию. А сейчас сам попался на эту удочку. Долго ли я акул снимал, не помню.
Вдруг выключили свет. Что за черт, темно вокруг, ничего не пойму. Вверх, вниз, в стороны смотрю - темно. Куда плыть - непонятно. Только вся жизнь перед глазами проскакивает, как в кино. Стало страшно.
Тут я понял, что дело неладно, руки быстрей к лицу - держать маску и регулятор, как студентов учил. Выронишь регулятор изо рта в такой ситуации - смерть. Buddy нет, помочь некому. Группа далеко. Знаю только, что купол пещеры где-то на 26м. Медленно иду на ластах. Надеюсь, что вверх - ориентацию потерял. Стараюсь успокоить дыхание, взять себя в руки. Вокруг - чернота и картинки из жизни.
Коснулся свода. Ура! Значит, правильно плыл. И тут в глазах светлеть начало… Господи, жив! Подождал маленько, подышал, выплыл из пещеры, встал на 12 м и тихонько пошел за группой.
На лодке никому ничего не сказал. Я типа крутой инструктор, мне тонуть не положено. Да и не спасли бы все равно. С такой глубины поднять тело - наверняка и тело (если живое), и спасатели получат декомпрессуху. За время подъема в теплой воде, даже если будет “сухое”” утопление, мозг умрет. А если “мокрое”, то и подавно не откачают. Да и не полезли бы они за мной на 60м.
Сижу, анализирую, что это было. На компьютере зафиксирована максимальная глубина 58.8 метра.На “азотку” (азотный наркоз) непохоже - симптомы другие. Что тогда? И только в отеле, вечером, дошло. Народ нырял на Найтроксе. Я уходил последним. Кто-то по-ошибке взял воздушный баллон. Я у чучмеков спросил, какой баллон брать, они мне показали на последний оставшийся. А баллоны у них без маркировки - все без маркировки! Отличают их только по номерам, которые в журнал Найтрокса заносят. Есть! Понятно! Получил кислородное отравление - превысил предельную глубину в 30м, разрешенную для Найтрокса 32%. Симптомы совпадают - блэкаут , как он есть (потеря зрения, а потом и сознания).”
Мой приятель вздохнул, отхлебнул чаю.
“Так люди и тонут, включая мега-супер-пупер инструкторов. А все из-за совокупности нескольких факторов. Сам скажешь, каких, или я тебе перечислю?”
Анализ ошибок инструктора и стечения обстоятельств - в следующем посте. А дайверов приглашаю давать свои варианты разбора полетов.