Конференция по школьному образованию

Jan 22, 2011 22:17

Побывали мы в Дортмунде на конференции по школьной политике, организованной подразделением партии Линке - Форумом коммунальной политики.
Думаю, тем кто в курсе положения дел с образованием в Германии, понятно требование Левой партии ввести единую школу для всех вместо системы трех коридоров, существующей сейчас. Эта система приводит к катастрофическим результатам, общее качество немецкого образования падает; пресловутые "слои, далекие от образования" и мигрантские "параллельные культуры" также во многом формируются этой системой.
Падение качества образования уже настолько очевидно, что и правящие партии осознали - пора что-то менять. С этого года в Вестфалии уже формируются так называемые Gemeinschaftschulen - "общественные школы", они должны объединить существовавшие до сих пор реальные и "хауптшуле". Гимназии пока остаются нетронутыми.

На конференции было много интересного. Председатель инициативы "Одна школа для всех" (Eine Schule für alle) рассказывал о финском опыте педагогики. Там единая школа, совершенно другой подход к детям, ориентированный не на "проверки знаний", а на подачу знаний; почти не бывает случаев, чтобы ребенок не окончил школу (в Германии таких чуть ли не 20%).
Очень интересным было выступление профессора доктора Ханса Вокена из Гамбурга. Он вкратце описал новую модель интеграции инвалидов и проблемных детей, исходящую из новой конвенции ООН о правах инвалидов.
В соответствии с этой моделью дети, требующие особой поддержки, делятся на две группы.
1. С потребностью в поддержке. То есть дети с затруднениями в учебе, с дефектами речи, с проблемным поведением. Таких в любой начальной школе приблизительно 10% (2-3 человека в классе).
До сих пор таких детей отправляли в специализированные школы - пребывание в такой школе ставит на ребенка штамп, потом меньше шансов выбраться на "обычный" путь.

Новая модель предполагает полное отсутствие таких специализированных школ. Все эти дети должны учиться в обычных классах. Но при этом каждый такой ребенок при расчете величины класса должен считаться за двух. Таким образом, если их трое в классе из 25 человек, считается, что этих детей шестеро. И обычных можно набирать в этот класс не 22, а всего 19.
Кроме того, на каждые 4 класса из 25 человек выделяется ставка педагога-дефектолога.
Этот педагог проводит специальные уроки с нуждающимися в поддержке детьми, консультирует других учителей.

2. Дети-инвалиды. То есть больные дети с умственной отсталостью, слепые, глухие и с двигательными проблемами.
Для этих детей останутся на выбор родителей 2 варианта. Как раньше, останутся специализированные школы. Родители таких детей часто довольно спецшколами и не хотят ничего другого.
И для желающих будет точно такая же интеграция в обычную школу, как в варианте 1. Только такого ребенка следует считать уже не за 2х, а за 3х здоровых.
Так как дети-инвалиды в процентном отношении все же большая редкость (несравнимо с 1й группой), то в каждую школу дать отдельного дефектолога будет сложно. Поэтому будут созданы центры выездной педагогики, каждый дефектолог будет курировать по нескольку школ с 1-2 тяжелыми инвалидами в каждой. 
В некоторых случаях ребенок не сможет быть интегрирован в обычную школу в принципе - это в случае потребности в полнодневном уходе, если ребенок владеет только языком жестов и если он нуждается в постоянном психиатрическом контроле. Для таких случаев также будут оставлены спецшколы.

Доктор Вокен рассчитывает, что такую модель "политически возможно" внедрить примерно через 10-20 лет.

Выступал также представитель Интеграционного совета Кельна. Речь шла о проблеме детей мигрантов.
Эта проблема действительно стоит остро. Около половины детей мигрантов к окончанию школы слабо умеют читать, при этом они посещали обычные немецкие школы.
С конца 80х гг все дети мигрантов обязаны посещать только немецкие школы, но при этом практически не проводится мероприятий по специальному обучению их немецкому языку. Учителя в работе с этими детьми исходят из опыта с детьми одноязычными и "житейских представлений", не имея никакой теории и никакой помощи в практике обучения детей двуязычных. Эта система, очевидно, не работает.
Решения, которые предлагаются интеграционным советом и левыми:

1. Собственно говоря, та же "единая школа для всех" или хотя бы более длительное (хотя бы до 7го класса) пребывание всех детей в одной школе. Дело в том, что качественное обучение немецкому языку иноязычного ребенка требует приблизительно 5-7 лет. К моменту выхода из начальной школы, к 5му классу, многие дети владеют языком еще недостаточно, и в связи с этим направляются в хауптшуле. Там создается значительный перевес детей-иностранцев, и обучение языку еще больше затрудняется.

2. Многоязычие для всех. Создание школ с дополнительным обучением испанскому, итальянскому, турецкому и арабскому языкам - как дополнительным предметом. Такие школы уже созданы в Кельне.
Вместо второго иностранного (первый, естественно, у всех английский) - изучение родного языка.

3. Реформа преподавания.

- Билингвальное обучение.
Дело в том, что дети, которые приезжают в Германию с родины (например, из Турции) в возрасте 12-14 лет, учат немецкий язык быстрее и интегрируются лучше, чем те дети, которые выросли здесь.
Это объясняется тем, что приехавшие получили на родине нормальное образование по всем предметам на собственном языке, их мозг готов и приучен к работе, они о себе высокого мнения и мотивированы изучать немецкий и вообще учиться.
Выросшие здесь дети сидели в немецкой школе, ничего не понимая и ничему толком не учась, они убеждены, что ничего не могут.
Поэтому выходом может стать в таких случаях преподавание ряда предметов на родном языке.

- Обязательные дополнительные интенсивные занятия немецким языком.
Выделение для этого необходимых ресурсов.

Были и другие интересные выступления. Гунхильд Бёт рассказала о свежих прениях в ландтаге по вопросам образования.
Кстати, с этого года по инициативе партии Линке, поддержанной СДПГ и Зелеными, в Северный Рейн-Вестфалии не только вводятся "общественные школы", но и отменяется обязательность рекомендации после 4го класса - родители сами будут решать, в какую школу отправить ребенка после начальной.

Во время дискуссии многие выразили сомнения в целесообразности введения "общественных школ". Кстати, это не инициатива Линке. Левые уже много лет требуют повсеместного перехода на так называемые "гезамтшуле" ("Общие школы"), объединяющие все три школьных типа в одном. Такие школы с успехом существуют в крупных городах и дают лучшие результаты, чем "система трех коридоров" в целом. Но к сожалению, как сказала Бёт, "слово "гезамтшуле" у нас уже воспринимается примерно как слово "коммунизм". С бурной реакцией. Несмотря на то, что ничего собственно коммунистического в "общих школах" нет.
"Общественные школы", объединяющие только два коридора, могут оказаться нецелесообразными. Просто "три коридора" превратят в два. Правда, есть идея "строить общественную школу по гимназическим стандартам" - но удастся ли это воплотить? 
Бёт считает, что объединение этих двух типов школ - все же какой-то шаг в сторону единой школы, и это следует приветствовать.

Очень интересным было выступление директора экспериментальной школы г. Билифельда - уникальной школы-лаборатории.
Эта школа и была создана для педагогических экспериментов, часть выделяемых ей денег она обязана тратить на научную переработку результатов и выдачу рекомендаций и методик.
Модератор конференции сообщила, что три ее дочери учились в этой школе, и она осталась очень довольна и многому, как родитель, научилась сама.

Школа-лаборатория набирает самых разных детей, около 15% происходят из семей с низким уровнем образования или совсем без; 10% детей - с затруднениями в учебе и проблемным поведением. Детские психологи и врачи нередко рекомендуют родителям "проблемных" детей - "у вас что-то не так, отдайте ребенка в школу-лабораторию, там помогут". И действительно - помогают. С другой стороны, в школе есть высокоодаренные дети, которым слишком легко даже в гимназии. Есть в школе и тяжелые инвалиды - аутист с с/д Каннера, двое умственно отсталых, слепой ребенок; ребенок с тяжелым психическим нарушением.
Учитывая весь этот контингент, школа дает поразительные результаты - дети в ней учатся с 1го по 10й класс, после 10го от 50 до 60% поступают в гимназические старшие классы для получения "абитура" (права на поступление в вуз) и заканчивают их.
(в обычной школьной системе трех коридоров это число примерно в 2 раза меньше).

Основные принципы: обучение идет без страха и напряжения. В школе до 9го класса отсутствуют оценки! Никаких баллов. При этом требования к детям довольно высокие, но нет сравнения одного ребенка с другим. От каждого требуют максимума именно того, что он способен дать. Так, высокоодаренному надо очень попотеть, чтобы сдать какую-то работу, потому что учитель будет постоянно говорить "ты можешь сделать лучше". А ребенка, который иначе учился бы в "хауптшуле" на оценки "удовлетворительно" и "достаточно", могут похвалить за гораздо меньший результат и внушить уверенность в своих силах. Важны личные усилия, личный рост.

В общем, конечно, такая школа в Германии практически всего одна. Билифельдскими методиками пользуются во многих школах , но воплощение всего этого на практике - дело далекого будущего.

образование, Линке

Previous post Next post
Up