Часть 3 В процессе разделения без замечаний сработала система увода аппарата с помощью 16 РДТТ. Возмущения при этом были минимальны.
Поэтому по данным телеметрической информации сработал лишь один РДТТ системы компенсации угловых скоростей по каналу крена, что обеспечило компенсацию угловой скорости 0.1 °/сек по крену. Через 52 секунды после разделения начался маневр «перевертона» аппарата.
Затем в Т+565 сек произошел отстрел донного обтекателя. Через 568 сек была выдана команда на отстрел крышек боковых блоков и защитной крышки СБВ.
Тут-то и случилось непоправимое: двигатели ДСО не остановили вращение аппарата после его штатного разворота на 180°. Несмотря на то, что «перевертон» продолжался, согласно логики работы программно-временного устройства прошло отделение крышек ББ и СНУ, раскрытие антенн системы «Куб», отстрел крышек датчиков инфракрасной вертикали.
Затем, на вращающемся «Скифе-ДМ» включились двигатели ДКС. Не набрав нужной орбитальной скорости космический аппарат пошел по баллистической траектории и упал туда же, куда и центральный блок ракеты-носителя «Энергия» - в воды Тихого океана.
Открылись ли панели солнечных батарей - не известно, но эта операция должна была пройти до момента входа «Скифа-ДМ» в земную атмосферу. Программно-временное устройство аппарата работало при выведении исправно, и поэтому, скорее всего, батареи раскрылись.
Причины неудачи были выявлены на Байконуре практически сразу. В заключении по результатам пуска комплекса 14А02 говорилось:
«...Функционирование всех агрегатов и систем КА 17Ф19ДМ на участках подготовки к пуску, совместного полета с ракетой-носителем 11К25 №6СЛ, отделения от ракеты-носителя и автономного полета на первом участке довыведения на орбиту прошло без замечаний.
В дальнейшем на 568 секунде от срабатывания КП (контакт подъема) из-за прохождения непредусмотренной циклограммой команды системы управления на отключения питания усилителей мощности двигателей стабилизации и ориентации (ДСО), изделие потеряло ориентацию.
Таким образом, первый импульс доразгона штатной длительности 384 секунды выдавался при непогашенной угловой скорости (изделие совершило примерно два полных оборота по тангажу) и через 3127 секунд полета, вследствие неполучения требуемой скорости доразгона, совершило спуск в акваторию Тихого океана, в районе зоны падения блока «Ц» ракеты-носителя. Глубины океана в месте падения изделия 17Ф19ДМ составляют 2.5-6 км.
Отключение усилителей мощности произошло по команде блока логики 11М831-22М по получении метки от бортового программно-временного устройства (ПВУ) «Спектр 2СК» на сброс крышек боковых блоков и защитных крышек системы безмоментного выхлопа изделия 17Ф19ДМ.
Ранее на изделиях 11Ф72 эта метка использовалась для раскрытия панелей солнечных батарей с одновременной блокировкой ДСО.
При переадресовке метки ПВУ 2СК на выдачу команд на сброс крышек ББ и СБВ изделия 17Ф19ДМ НПО «Электроприбор» не учло завязку по электроцепям прибора 11М831-22М, блокирующего работу ДСО на весь участок выдачи первого корректирующего импульса. КБ «Салют» при анализе функциональных схем СУ разработки НПО «Электроприбор» также не выявило эту завязку...
Причинами невыведения изделия 17Ф19ДМ на орбиту являются:
а) прохождение непредусмотренной циклограммой команды СУ на отключения питания усилителей мощности двигателей стабилизации и ориентации в ходе программного разворота до выдачи первого импульса доразгона. Такая нештатная ситуация не была выявлена в ходе наземной отработки из-за непроведения головным разработчиком системы управления НПО «Электроприбор» на комплексном стенде (г. Харьков) проверки функционирования систем и агрегатов изделия 17Ф19ДМ по полетной циклограмме в реальном масштабе времни.
Проведение аналогичной работы на КИСе завода-изготовителя, в КБ «Салют» или на техническом комплексе было невозможно поскольку:
-заводские комплексные испытания совмещены с подготовкой изделия на техническом комплексе;
-комплексный стенд и электрический аналог изделия 17Ф19ДМ в КБ «Салют» были демонтированы, а оборудование передано для укомплектования штатного изделия и комплексного стенда (г. Харьков);
- технический комплекс не был оснащен предприятием НПО «Электроприбор» программно-математическим обеспечением.
б) Отсутствие в аппаратуре СУ разработки НПО «Электроприбор» телеметрической информации о наличии или отсутствии питания на усилителях мощности двигателей стабилизации и ориентации...»
В контрольных записях, которые делали самописцы при проведении комплексных испытаний, факт отключения усилителей мощности ДСО был аккуратно зафиксирован. Вот только времени на расшифровку этих записей не оставалось - все очень спешили запустить «Энергию» со «Скифом-ДМ».
При запуске комплекса 14А02 произошел курьезный случай. Енисейский Отдельный командно-измерительный комплекс №4 как и было запланировано приступил на втором витке к проведению радиоконтроля орбиты запущенного «Скифа-ДМ».
Сигнал на системе «Кама» был устойчивый. Каково же было удивление специалистов ОКИК-4, когда им было объявлено, что «Скиф-ДМ», не завершив и первого витка по орбите, канул в воды Тихого океана. Оказалось, из-за непредусмотренный заранее ошибки ОКИК принимал информацию с совершенно другого космического аппарата. Подобное случается иногда с аппаратурой «Кама», имеющей очень широкую диаграмму направленности антенн.
К работе с аппаратом 17Ф19ДМ готовились очень многие. Вышли в море корабельные измерительные пункты, планировалось поднимать в воздух специальные самолетные лаборатории. Они должны были контролировать отделение мишеней, работу БРЛС и СНУ, выброс газовых облаков. Правда, после решения от 13 мая об ограничении объема проводимых целевых экспериментов количество участников работ со «Скифом-ДМ» серьезно сократилось.
Неудача при выходе на орбиту 17Ф19ДМ, естественно, огорчило его создателей. Ю.П.Корнилов вспоминал:
«...Конечно, создатели «Скифа» пережили немало горьких минут: было очень обидно, что эта большая, напряженная и интересная работа закончилась так «скоропостижно». Давно сказано: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает».
Но понимание этого служит слабым утешением тому, кто знает - никакая техника, а тем более космическая, не терпит «волевых» методов создания. Это заставляет коллективы предприятий работать на пределе, а иногда и за пределами разумного риска. В этом и заключается, видимо, основной урок, преподнесенный нам «Полюсом».
Вся история с созданием «Полюса» свидетельствует о том, что в стране не существовало долгосрочной программы создания космической техники, отвечающей потребностям народного хозяйства. Не было у нас организации, заинтересованной в учете этик потребностей и, исходя из них, планировавшей развитие космической техники.
Руководство страны и отрасли было очень раздражено срывом запланированной программы (ведь при Горбачеве давались гарантии качественной подготовки изделий!). Надо ли говорить, что незамедлительно последовали «оргмеры»: наказали многих причастных (и еще больше - непричастных) специалистов и руководителей всех рангов.
Понесли наказания некоторые работники службы контроля, следившие за доработкой приборов и их испытаниями, кое-кого разжаловали или понизили в звании. Но, разумеется, никто не получил за свой лихорадочный и двухлетний ударный труд ни премий, ни наград. Сотни коллективов, создававших «Полюс», не удостоились и слова благодарности...»
Однако неудачный полет «Скифа-ДМ» дал очень много результатов. Прежде всего был получен весь необходимый материал по уточнению нагрузок на орбитальный корабль 11Ф35ОК «Буран» в обеспечение летных испытаний комплекса 11Ф362. При запуске и автономном полете аппарата были выполнены все четыре военно-прикладных эксперимента (ВП-1, ВП-2, ВП-3 и ВП-11), а также часть геофизических экспериментов («Мираж-1» и частично ГФ-1/1 и ГФ-1/3).
В Заключении по итогам пуска говорилось:
«...Тем самым, общие задачи пуска изделия 17Ф19ДМ, определенные задачами пуска, утвержденными МОМ и УНКС, с учетом «Решения» от 13 мая 1987 года по ограничению объема целевых экспериментов, были выполнены по числу решенных задач более чем на 80%.
Решенные задачи охватывают практически весь объем новых и проблемных решений, проверка которых планировалась при первом пуске комплекса 14А02.
Летными испытаниями комплекса 14А02 в составе РН 11К25 №6СЛ и КА 17Ф19ДМ были впервые:
- подтверждена работоспособность РН сверхтяжелого класса с асимметричным боковым расположением выводимого объекта;
- получен богатый опыт наземной эксплуатации на всех этапах подготовки к старту сверхтяжелого ракетно-космического комплекса;
- получен на основе телеметрической информации КА 17Ф19ДМ обширный и достоверный экспериментальный материал по условиям выведения, который будет использован при создании КА различного назначения и МКС «Буран»;
- начаты испытания космической платформы 100-тонного класса для решения широкого круга задач, при создании которой был использован ряд новых прогрессивных компоновочных, конструктивных и технологических решений.»
Прошли при пуске комплекса 14А02 испытания и многих элементов конструкции, которые использовались потом и для других аппаратов и ракет-носителей.
Так, углепластиковый головной обтекатель, впервые испытанный в натурных 15 мая 1987 года, использовался потом при запуске модулей «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», «Природа», «Заря».
Неудача при запуске «Скифа-ДМ» сыграла, пожалуй, еще и плодотворную, миротворческую роль. Вот мнение известного эксперта по российской космонавтике Максима Вадиславовича Тарасенко [4]:
«...Благодаря тому, что «Скиф» на орбиту не вышел, американская программа СОИ не получила мощного толчка для своего расширения... Все эти противоракетные космические системы, создававшиеся в ответ на аналогичные разработки США, были бы нарушением Договора о ПРО. Однако ни американская СОИ, ни ее советский аналог не дошли до этапа летных испытаний и, тем более, развертывания космических средств ПРО.
Все экзотические средства ПРО (лазерное, пучковое оружие и т.п.) по мере проработки продемонстрировали свою практическую несостоятельность, а разрядка советско-американских отношений в последующие годы привела к тому, что СОИ оказалась на грани полного краха.
В 1989 году началось сокращение ее задач до реально достижимого уровня «обеспечения глобальной защиты от ограниченных ударов», а война в Персидском заливе в 1991 году сформировала благоприятную общественно-политическую обстановку для переориентации ее к идее обороны от ракетных ударов со стороны третьих стран или террористических формирований.
После распада СССР российское руководство стало проявлять восприимчивость к этой идее и в феврале 1992 года Президент России Б.Н.Ельцин даже предложил США совместно разработать и эксплуатировать глобальную систему ПРО...»
P.S.
Некоторое время в КБ «Салют» еще продолжались работы над аппаратом 17Ф19Д «Скиф-Д1» №18101, старт которого в конце 1985 г. планировался на июнь 1987 г. Однако после потери интереса к программе у руководства страны, средств на программу стали выделять меньше, сроки пуска стали отодвигаться. Лишь к началу 1987 г. для «Скифа-Д1» на ЗиХе были изготовлены отсеки АФУ, ПСВ, ПСН, донный обтекатель, корпуса ПГО, ОДУ и боковых блоков целевого модуля. Корпуса остальных штатных отсеков целевого модуля планировалось изготовить к IV кварталу 1987 г.
Возникли проблемы и с созданием в казанском НПО «Радиоприбор» системы наведения и удержания и фотооптической системы слежения. В связи с этим первый заместитель министра Общего машиностроения Виталий Хуссейнович Догужиев3 еще 20 апреля 1987 г. подписал решение о переносе сроков поставки стендовых комплектов СНУ и ССФО на 1989 г., а штатного комплекта - на 1990 г.
С учетом этих сроков «Скиф-Д1» мог быть готов лишь к концу 1991 г. Проблемы с его системами решить не удавалось. По словам ведущего конструктора этой темы Ю.П.Корнилова, специалисты, работавшие над «Скифом», подходили к этому аппарату с чисто восточной философией Ходжи Насредина: к тому моменту, когда придет срок готовности «Скифа-Д» «или эмир умрет, или - ишак».
Так, в принципе, и произошло. В сентябре 1987 г. работы по теме 17Ф19Д в КБ «Салют» и ЗиХе были приостановлены, да так и не возобновились. Смягчение международных отношений в то же время и кризис в российской экономики привели к полному прекращению финансирования темы тяжелых боевых орбитальных станций в 1989 г. Закат «холодной войны» привел и к закату советских «звездных войн».
В 1988 г. КБ «Салют» предложило проект тяжелого производственного модуля ТМП на основе задела по аппаратам 17Ф19ДМ, 17Ф19Д и 17Ф111.
При стартовой массе 101.9 т его масса на орбите составила бы 88 т, из которых 25 т приходилось бы на технологическое оборудование для производства в условиях микрогравитации (10-5 - 10-6g) дорогих полупроводниковых материалов и кристаллов с геометрически совершенной кристаллической решеткой. На аппарате планировалось установить термоэлектрические печи типа «Кратер», прошедших испытания на модуле «Кристалл» орбитального комплекса «Мир».
Для питания печей на ТМП планировалось установить большие солнечные батареи общей площадью 500 м2, позаимствованные с аппарата 17Ф111 «Каскад». Доставка расходуемых материалов на ТМП было возможно как кораблями типа «Союз» и «Прогресс», так и Многоразовой авиационно-космической системой МАКС.
Проект ТМП рассматривался в МОМе, а затем РКА в течение ряда лет, однако так и не был утвержден.
В мае 1993 г. были прекращены все работы над РН «Энергия» и ОК «Буран».
Это стало последней точкой в истории «племени скифов».
--------------------------------------------------
Еще по теме:
Ответный удар История советской космонавтики. Проект "Спираль" Cоветская боевая орбитальная станция Все самое интересное о космосе здесь -
ru_deep_space