Ракета Н-1 на стартовом столе
Как известно, Советский Союз, не смотря ни на что, был впереди планеты всей в космической гонке. Чем сложнее становились космические аппараты, тем больше увеличивался их вес, соответственно, тем мощнее нужны были ракеты для вывода этих аппаратов в космос.
Прорывным, в то время, был проект ракеты-носителя Н1, которую иногда именовали Царь-ракетой, так как ее высота составляла сто десять метров, а масса была чуть выше двух с половиной тысяч тонн.
Она разрабатывалась с середины 1960-х годов в ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва, а после его смерти - под руководством Василия Мишина.
Сама Царь-ракета состояла из пяти ступеней, первые три ступени, которые именовались как «А», «Б», «В», служи для вывода на околоземную орбиту, а ступени «Г» и «Д», для разгона и торможения возле Луны.
Каждая ступень ракеты, кроме последней, состояла из не одного, а множества небольших ракетных двигателя, расположенных по окружности. Такая конструкция давала наибольшую удельную тягу.
Каждая ступень имела шарообразный топливный бак. Первые ступени соединялись друг с другом с помощью решетчатой конструкции, а в сочетании с кольцевым расположением двигателей, что реактивные струи ракетных двигателей создавали эжекцию атмосферного воздуха во внутренне пространство под баком, что создавало дополнительную тягу.
Решетчатое соединение позволяло запускать двигатели следующей ступени даже без отделения предыдущей, так как через эти конструкции реактивная струя могла спокойно истекать в окружающее пространство.
Первая ступень вместе с топливом весила более тысячи восьмисот тонн, тогда как сухая масса первой ступени составляла сто тридцать тонн. По внешнему диаметру было установлено тридцать двигателей НК-33, тяга каждого из них составляла 171 тонну. Время работы первой разгонной ступени составляло до ста двадцати секунд.
Вторая ступень вместе с топливом весила более пятисот шестидесяти тонн, из которых сухая масса ступени составляла пятьдесят пять тонн. На этой ступени располагалось восемь ракетных двигателей НК-43, с тягой каждого в сто семьдесять девять тонн. Вторая ступень ракеты должна была проработать около ста двадцати секунд.
Третья разгонная ступень имела массу вместе с топливом в сто восемьдесят девять тонн, причем сухая масса составляла всего четырнадцать тонн. На ней было установлено всего четыре двигателя НК-31, тяга каждого из них составляла сорок одну тонну. Работа ступени номер три должна была продолжаться более трехсот семидесяти секунд.
Четвертая ступень ракеты имела массу в шестьдесят две тонны, из которых сухая масса составляла всего шесть тонн. Один ракетный двигатель НК-19 имел тягу в сорок пять с половиной тонн и должен работать четыреста сорок секунд.
Пятая ступень ракеты весила восемнадцать тонн, причем сухая масса составляла три с половиной тонны. Она имела один двигатель РД-58 с тягой в восемь с половиной тонн. Длительность работы этого двигателя составляла шестьсот секунд с возможностью многократных включений.
Ракета Н-1 была создана для того, чтобы выводит сверхтяжелые грузы на околоземную орбиту, масса выводимого груза могла достигать семидесяти пяти тонн. Также, данная ракета могла доставить на Луну груз, весом до двадцати трех тонн, а на Марс - пятнадцати тонн.
Спешка в проектировании ракеты, неопределенность высшего руководства страны в направлении космической программы, а также постоянно меняющиеся особенности конструкции, сделали все четыре испытательных пуска ракеты неудачными.
Первоначально предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжёлой (75 т) орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжелого межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу.
С принятием запоздалого решения по включению СССР в т. н. «лунную гонку», по организации полёта человека на поверхность Луны и возвращения его обратно, программа Н1 была форсирована и стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3 советской лунно-посадочной пилотируемой программы.
Все четыре испытательных запуска Н-1 были неуспешными на этапе работы первой ступени. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая лунная программа была фактически закрыта до достижения целевого результата, а несколько позже - в 1976 году - также официально закрыты и работы по Н-1.
Вся пилотируемая лунная программа, включая носитель Н-1, была строго засекречена и стала достоянием гласности только в 1989 году.
По материалам alexsnews.com и Википедия
Еще по теме:
Cоветская боевая орбитальная станция История советской космонавтики. Проект "Спираль" Все самое интересное о космосе здесь -
ru_deep_space