Делал ТО одному из самых популярных фотоувеличителей- DURST 605M. Всегда интересно смотреть как там все устроено. Чем и о чем думали разработчики. В данном случае - инженерные решения 80-х годов.
Из плюсов: удобно сменять головы цветные/чб. Хорошая подсветка индикаторов цветных фильтров. Простая сборка доска/штанга/голова. Сделано достаточно надежно.
Но не без изъянов. Некоторые вещи даже на этапе "идеи" должны были выглядеть нежизнеспособно. Например странное ограничение кадром 6х6 при возможности спокойно просвечивать 6х8 (позднее выпускались MOD`ы для переделки в 6х7). Очень зря отсутствует совместимость с bimabox системой световых коробов, а так же binema негативных рамок. Это позволяло бы менять увеличитель на 805й, например, сохраняя системность. Но понятное дело - выгоднее начинать все с нуля, скупая кучу новых приблуд. Чертов маркетинг.
Начинка достаточно жизнеспособная, однако со странностями. Светосмесительная камера с подвижными стенками для адаптации под форматы 6х6 и 24х36 бессмысленны и беспощадны. А механизм смены формата кадров - один сплошной изъян.
В первую очередь продуваются и чистятся меха от пыли/паутин:
Чтобы не падал контраст при печати, следует хорошенько все продуть и почистить:
Система светорассеивателя хоть и продумана для получения равномерного освещения, но все же дает виньетирование. К чести конструктива (в отличие от систем с пенопластом в шахте) - отражатели выполнены из не желтеющих со временем пластин. Но сами пластики, рассеивающие свет - часто имеют царапины, пятна и неровности рельефа.
Разность толщин не сильно спасает от неравномерности освещения между центром и краем
Пластик часто имеет сколы, царапины и пятна:
Не всегда замечаешь, откуда берутся светлые пятна на принтах. Чаще всего это проверяется движением чистого листа бумаги по рамке/основанию - пятна всегда будут статичны. В случае с дурстом - это чаще пыль/грязь внутри лайтбокса. У 605-го это ошметки поролона от переключателя форматов кадра. Когда-то он выполнял функции светоизоляции отверстия у переключателя, но с годами раскрошился в труху и попал не только на диффузор, но и в светосмесительную шахту:
Не всегда отделываешься продуванием. Часто приходится полировать поверхность специальными составами. Но ни тканями и ни бумагами. Ни губками и не резинами. Только кожей:
Царапина ДО:
Царапина ПОСЛЕ (видно что на краях ссадины присутствуют, но они вне поля негативной рамки):
Поролон требует замены, но лично я предпочитаю не использовать материалы, которые со временем дадут те же проблемы. Потому устройство светоизоляции требует капитальной переделки. Буду делать герметизатор, конструктивно схожий с уплотнителем на задниках Hasselblad (у 500й серии тоже не все в порядке и приходилось дорабатывать, но все же более жизнеспособная и гибкая по конструктиву система)
Странным является обстоятельство появления ржавчины на направляющих, перемещаюих светоотражатель светосмесителя. Покрыты прутки термопастой какой-то, из-за которой в этом месте образуется ржавчина. Либо не те сплавы, либо не тот вид смазки. В особенности прижимная пружина удивила куском пластика, который не дает ей изнашиваться. Словно кусок чего-то из мусора вставлен, лишь бы не терлось и не скрипело:
Что порадовало: Есть возможность цветную голову переделать в Multigrade 500 и добавить ND фильтр для управления экспозицией. Потому не обязательно тратиться на светодиоды от Heiland.
Но общее между всеми увеличителями - отстройка равномерности поля покрытия. С 90-ым объективом с 6х6 уверенно печатается 40х40см фотография. Радует возможность доработки головы до формата негативов 6х7см. В отличии от безстекольных рамок, стеклянные дают возможность не только с Hasselblad (56x56mm) печатать кадр с кадровой рамкой, но и с Rolleiglex (58x58mm). Вот только верхнее стекло нужно c AN покрытием против колец Ньютона.