Сирин уже ранее выкладывала несколько записей на тему, а я давно хотела оформить пост с иллюстрацией.
Для начала коротенько, что такое проективная идентификация. Это вариант психзащиты, когда психика одного человека «подцепляется» к психике другого, подталкивая его действовать определенным образом, тем самым оправдывая ожидания первого. И не было б того самого первого с его проективной идентификацией - второму бы вести себя этим образом и в голову не пришло. В общем, другого человека подталкивают к какому-то поведению, которое ему чуждо.
На этом месте кто-то может подумать, что проективная идентификация - классная штука, эдак можно в каждом встречном-поперечном видеть няшу, и тогда все дружно станут няшами. Но нет, это куда как больше про плохое. Из разряда «Скажи человеку 100 раз, что он свинья, и на 101 он захрюкает». И про интуитивное подталкивание к чему-то, а не про розовые очки.
Весьма активно сия защита используется не очень здоровыми гражданами.
Это была теория на пальцах.
Итак, слайды. Совершенно гениальной иллюстрацией, как это все работает, кмк, является фильм «Алиса в Стране Чудес» Тима Бертона. В общем-то, весь сюжет - это ровно она, родимая.
Дальше спойлеры, но уж звиняйте.
Есть два мира:
- Верхний, нормальный, представителем которого является главная героиня.
- Нижний, безумный, в котором идет война Красного и Белого королевств со всеми скандалами-интригами-расследованиями и прочими высокими отношениями.
Начинается все с того, что Алиса бежит за Кроликом и падает в нору, тем самым попадая в безумный мир с персонажами ему подстать.
Обратим внимание на, кмк, самую важную сцену в начале ее приключений в Стране Чудес.
К сожалению, ролик, видать, отовсюду выпилен, поэтому перескажу на словах. Встретив Алису, группа персонажей ведет ее к гусенице Абсолему, у которого хранится Оракулум. Оракулум - это летопись прошлого и будущего (!) их мира. Все ждут некого Бравного дня, когда некая Алиса должна убить их главное чудище - Бармаглота. При этом каждая безумная мышь имеет авторитетное мнение, какой должна быть «Та самая Алиса» и ведет бурные дискуссии на тему.
Героине говорят, так вон же ты в Оракулуме нарисована, в руках вострый меч, которым ты и отрубаешь голову монстру. Алисе такие перспективы явно не упали, «той самой» быть не хочется. Какая еще нафиг битва с каким еще нафиг Бармаглотом? Ей бы домой. И отпусти они ее сразу с миром...
Но нет, дальше сами обитатели Страны чудес дружно вовлекают ее в события, абсолютно закономерным результатом которых становится отрубание Алисой головы Бармаглоту (3:27).
Click to view
Который, напомню, изначально был ей не сильно интересен.
А дальше - Мавр сделал своей дело, Мавр может уходить, героиня делает ручкой всем безумным мышам и возвращается домой.
Заметьте, что Кролик совершенно сознательно «наверх» за Алисами гонял в поисках «той самой». Чтоб разрубить гордиев узел, обитателям мира безумного обязательно нужен был представитель мира нормального, чтоб тот проделал всю грязную и тяжелую работу. Живущие в парадигме Страны Чудес сами того не могли сделать по определению. И «ту самую Алису» они сами же и создали своими действиями. Повторюсь, отпусти бы они ее сразу с миром... Но тогда б и истории не вышло, и Бармаглот не был бы повержен.