Наставник. Что беспокоит тебя сейчас?
Я. Думаю над постом
Демотиватор на тему сект и культов.
Наставник. Ты не согласен с ним?
Я. И согласен, и не согласен.
Наставник. С чем согласен?
Я. С тем, что секты действительно существуют и представляют опасность.
Наставник. А с чем - нет?
Я. С обвинениями в мой собственный адрес.
Наставник. Где ты с ними сталкиваешься?
Я. На Пикабу, из-за моего цикла постов о пользе психотерапии.
Наставник. В чем они состоят?
Я. В том, что я якобы сам попал в секту и заманиваю туда других.
Наставник. Какое ложное убеждение, на твой взгляд, работает в данном случае?
Я. "Любая группа, смыслы и ценности которой отличаются от смыслов и ценностей большинства - зло".
Наставник. В чем оно ложно?
Я. В том, что сваливаются в одну кучу группы, стремящиеся подавить человеческую личность, и группы, существующие с целью помочь ей реализоваться.
Наставник. Бывает ли, что под видом психотерапии скрывается то же сектантство?
Я. Да, как раз сейчас я веду на b17 переписку с человеком, некоторое время находившимся в плену у псевдо-терапевта.
Наставник. Тогда возвращаемся к прежнему вопросу: с чем именно ты не согласен?
Я. Мне кажется, установка "не такие, как все, автоматически плохи" не дает провалиться ниже уровня большинства, но не даст и подняться выше.
Наставник. Какова правильная установка?
Я. "Благо то, что помогает мне развиваться, а зло то, что мешает".
Наставник. Но тому человеку, попавшему под влияние псевдо-терапевта, какое-то время казалось, что он помогает развиваться?
Я. Да.
Наставник. Получается, что объективного критерия не существует?
Я. Наверное, да. Отдельный человек может ошибаться, но и общество в целом - тоже.
Наставник. И у нас остается только Дао, невыразимое в словах?
Я. Да. Я внутренне ощущаю, что вот так правильно, а вот так - нет, но не могу формализовать, почему.
Наставник. Хорошо, закончим пока на этом.