Вера в справедливый мир

Sep 20, 2018 17:25

Вы думаете, что за добрые дела вы попадете в рай - или что вашему врагу воздастся по заслугам? На самом деле, мир несправедлив. А если еще точнее, он не может быть справедливым или несправедливым в принципе. Взгляните на знаменитую фотографию «Бледно-голубая точка», оцените масштабы Вселенной и подумайте: способно ли это огромное и хаотичное пространство контролировать и оценивать поступки каждого отдельного человека, вознаграждая его или наказывая? Тем не менее, мы продолжаем верить, что жизнь поставит все на свои места.

Первым, кто предложил изучать веру в справедливость как феномен социальной психологии, был Мелвин Лернер. Он неоднократно становился свидетелем того, как сторонние наблюдатели обвиняли жертв в их страданиях. Ученый пытался расширить работы своего коллеги Стэнли Милгрэма, ответив на вопросы, как кровавые режимы получают народную поддержку и как люди приходят к принятию социальных норм и законов, порождающих насилие. В 1966 году Лернер и его коллеги начали серию экспериментов. В самом первом женщины наблюдали за людьми, которых якобы били током. Сначала участницы протестовали против насилия и эмоционально реагировали на каждый удар. Постепенно их реакция стала сдержаннее - хотя наблюдаемое страдание усилилось. Но другая группа женщин, которой сказали, что жертве воздастся за страдания, поддерживала ее до конца эксперимента.

Чтобы объяснить результаты этих исследований, Лернер предположил, что существует распространенная вера в справедливый мир, которая функционирует как своего рода «договор» с миром или некой сверхъестественной силой относительно последствий поведения. Это позволяет людям планировать будущее и формировать эффективное, целенаправленное поведение. Несмотря на то, что каждый день люди сталкиваются со страданиями без видимой причины, они используют стратегии для устранения угроз своей вере в справедливый мир. Эти стратегии могут быть рациональными или иррациональными.

Рациональные стратегии включают принятие несправедливости, попытку предотвратить несправедливость или компенсировать страдания и принять некоторые собственные ограничения. Иррациональные стратегии включают в себя отрицание, отстранение и переосмысление события. В случае последнего варианта часто происходит инверсия: наблюдатель начинает обвинять жертву - например, изнасилованную девушку в том, что она шла поздно вечером в юбке выше колена. Или маленький ребенок болеет из-за «грехов» своих родителей - какой бы праведный образ жизни они на самом деле ни вели. Или ягненок виноват в том, что волку хочется есть. Множество примеров обвинения жертвы можно найти в Ветхом Завете, где трагедии и катастрофы оправдываются предшествующим поведением и грехами жертв. Исследования, проведенные Зиком Рабином и Летицией Энн Пеплау, показали: люди, верящие в справедливость мира, обычно более религиозны, авторитарны и консервативны. Они одобряют существующий режим, поклоняются политическим вождям и пренебрежительно относятся к слабым, дискриминируемым и обездоленным.

Еще одной стороной веры в справедливость является чувство собственной неуязвимости: люди часто не верят, что они сделали что-либо, чтобы заслужить или вызвать беду, болезнь или отрицательное отношение к себе, и потому ведут себя неосторожно и самоуверенно.

https://futurist.ru/articles/1055-vera-v-spravedliviy-mir-i-eshche-2-oshibki-mozga-kotorie-ostavlyayut-vas-v-durakah

когнитивные искажения

Previous post Next post
Up