Способность заботиться о себе развивается, когда человек переживает за других. Нейробиологи тесно увязывают эти две способности. Восхищение и сострадание к другим людям вызывает в мозге человека активность в тех нейронных структурах, которые участвуют в формировании самосознания. Тем самым, сопереживание заставляет человека осмыслять собственное «Я», влияет на его этический выбор и вызывает желание участвовать в социально значимых нравственных действиях, рассказали ученые НИУ ВШЭ, доцент кафедры общей социологии Мария Козлова и научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Наталья Кошелева.
В концепции заботы о себе границы «Я» оказываются «не предметом защиты, а предметом преодоления». Человек перешагивает через собственный эгоизм. По сути, речь идет о развитии гуманности, продвижении индивида «по пути очеловечивания», отметили Мария Козлова и Наталья Кошелева в докладе «Забота о себе и Другом как моральная установка: междисциплинарный подход». Он был представлен на Международной научной конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии» в НИУ ВШЭ.
В такой желаемой, но не всегда воплощаемой системе координат альтруизм может вернуться из забвения, распавшиеся связи между людьми - восстановиться, а жизнь в обществе будет уже меньше напоминать поле битвы людей за собственные выгоды.
Мораль измельчала и индивидуализировалась
Общество переживает моральный кризис, который, по мнению многих экспертов, связан с воцарением эгоцентризма и утратой прежней консолидации в обществе (см. статью На постсоветском пространстве не хватает альтруистов). Индивидуализм, нарциссизм и гедонизм «отменили» моральную регуляцию, превратив ее в вид развлечения (в работах западных исследователей - fun morality), отметили Козлова и Кошелева.
В итоге у людей меняются этические установки. «Разрушение сообществ приводит к ослаблению индивидуальной ответственности перед другими людьми», связи между индивидами сводятся к функциональной зависимости, а мораль трактуется в терминах ответственности человека лишь перед самим собой.
И хотя эта направленная на себя мораль, в принципе, функциональна (так, она предупреждает неправильное поведение), однако спектр ее действия крайне ограничен. Это мораль в узком понимании, регулирующая, например, телесные практики - самосохранительное поведение (здоровый образ жизни и пр.) . По сути, такая «забота о себе» выглядит как «озабоченность», беспокойство. Классик мировой философии Мартин Хайдеггер назвал бы ее «опасением», считают авторы доклада.
Однако в итоге абсолютизация эгоизма оказывается уязвимой позицией, доказали нейробиологи.
Забота о других - естественное человеческое свойство
Недавние исследования нейронауки показали, что помощь другим и, в частности, благотворительность активизируют отделы мозга, связанные с удовольствием (см. Harbaugh W., Mayr U., Burghart D. Neural Responses to Taxation and Voluntary Giving Reveal Motives for Charitable Donations // Science, 2007. Vol.316. P. 1622-1625).
Более того, дети уже в возрасте полутора лет пытаются помогать другим людям, даже незнакомым (Warneken F., Tomasello M. Altruistic Helping in Human Infants and Young Chimpanzees // Science, 2006. Vol.311. P.1301-1303). Таким образом, осмысляя мораль с позиций анализа нейронных структур, «мы обнаруживаем неразрывную связь заботы о себе и заботы о Другом», комментируют Мария Козлова и Наталья Кошелева.
Другие нейробиологические исследования, например, социальных эмоций (эмоций, вызванных переживаниями Другого, а это важная основа морали), показали, что, хотя эти эмоции и «индуцированы» состоянием других людей, они стимулируют у человека рефлексию относительно собственных поступков и взглядов (Immordino-Yang M.H., McColl A., Damasio H., Damasio A. Neural Сorrelates of Admiration and Compassion // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA, 2009. Vol.106. Р.8021-8026; Damasio A.R., Meyer K. Consciousness: An Overview of the Phenomenon and of its Possible Neural Basis // In S. Laureys & G. Tononi (Eds.). The Neurology of Consciousness. London, UK: Elsevier, 2009. Р. 3-14). А такое моральное осмысление своего «Я» - это уже шаг к социально значимым нравственным действиям, подчеркнули авторы доклада.
Сострадание ведет к саморазвитию
Промежуточным звеном между социальными эмоциями и моральными действиями оказывается этап самоанализа, который предполагает осознание висцеральных ощущений, связанных с эмоциями. Под висцеральными ощущениями обычно понимаются реакции организма на разные чувства или изменения внешней среды (простейший пример - эффект «гусиной кожи», вызванный чувством страха или холодом).
Метод вызывания эмоций сострадания и восхищения позволил ученым обнаружить, что эти социально обусловленные эмоции стимулируют активность в тех участках поясной извилины коры мозга*, которые включены в сеть, соответствующую чувству собственной значимости и высокому уровню самосознания (см. вышеуказанные работы Immordino-Yang M.H., McColl A., Damasio H., Damasio A. и Damasio A.R., Meyer K.). Активность этой сети, уточняют эксперты, обычно усиливается при вынесении морального суждения.
Иными словами, висцеральные процессы служат мостиком между социальными эмоциями и личными стимулами к моральным действиям, поскольку оказываются значимыми для формирования «саморефлексивной» части нейронной сети.
Для осознания себя важен Другой
Тем самым, подчеркивают Козлова и Кошелева, Другой становится необходимым участником процесса самосознания и формирования собственной идентичности. И, наоборот, зрелость «Я» становится основой сострадания и заботы о Другом. Иными словами, можно говорить о взаимосвязи: способность заботиться о себе развивается, когда человек переживает за других.
В этом смысле категория заботы трансформируется, обретая трансцендентный характер. Это уже не просто беспокойство о благополучии и целостности «Я», а способ бытия. Или, в терминологии известного ученого, заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Дмитрия Леонтьева, «мера индивидуального продвижения по пути очеловечивания».
Отсюда:
https://iq.hse.ru/news/177664254.html