О терапии нарциссического абьюза и распространённых терапевтических схемах

Jan 29, 2016 12:21

Хочу поделиться своими мыслями, но нет времени формулировать отдельный пост, поэтому просто соберу здесь комментарии, немного подредактировав.

sirin_from_shrm: "Исправление заданных сценариев" (если таковые действительно имеют место) - это ведь как правило не тот запрос, с которым приходит клиент. Клиенту в первую очередь надо переработать травму. Если человек сломал ногу, не умея толком кататься на лыжах, - ему сначала надо ногу вылечить, а потом уже учиться правильно кататься. У меня сложилось впечатление, что в отечественной терапевтической практике в лучшем случае просто "проглатывается", "забалтывается" этап терапии травмы. Вместо этого терапевты норовят "сценарии исправлять", перескочив через горевание. И это в лучшем случае - когда терапевт признаёт ущерб, нанесённый клиенту. В худшем - отрицают или игнорируют факт травматизации.

gelena_s: Бывает и так, а бывает, что травма вдруг вылезает уже в середине работы и совсем это не то, что человек травмой называл.
Вот работали тут с молодой женщиной. Пришла с темой, что никак не придет в себя после развода( причем по ее инициативе), а потом уже в конце работы вылезли на глубоко запрятанную травму от смерти отца и последующего за этим периода, который был лет десять назад. Травмы могут и контейнироваться очень хитро.
А часть психологов действительно не умеет работать с травмами. Это тоже не сразу приходит.

sirin_from_shrm: Когда психотерапевты начинают работать с жертвами нарциссического абьюза во взрослом возрасте (в смысле - абьюз случился во взрослом возрасте), то многие отмечают, что "всплывают детские травмы" (ну, якобы взрослый партнёр-абьюзер "напоминает" кого-то из родителей-абьюзеров). Ну, допустим, да, они чем-то похожи: ну, как минимум - оба абьюзеры, и к обоим у жертвы сильное эмоциональное отношение, привязанность. Но какая связь между тем и этим?!

Да, ситуации чем-то похожи. И - да, клиент реагирует на них похожим образом (что неудивительно: тут вообще-то две врождённые реакции - либо бей, либо беги/замри). Ну, да, клиент влюбился в очаровательного человека (а в детстве он любил своих родителей).

Партнёр оказался абьюзером и нанёс клиенту травму. Где тут причина, а где следствие? Дети любят своих родителей, потому что любят. Потому что таков механизм детской привязанности, импринтинга. Взрослые влюбляются, потому что влюбляются. Каким образом из того, что мы влюбляемся, следует, что выбор "дефективного" партнёра основан на детском импринте? Наш партнёр может быть похож или не похож на родителей, но при этом не обязательно быть абьюзером. Что он абьюзер, у него на лбу не написано.

И чем это может помочь в терапии? Какая связь между событиями абьюза? ИМХО, никакой.

gelena_s: У меня в поста- висит анкета, по которой понятно, как детское поведение помогает найти партнера, который будет его поддерживать. В случае с абьюзом это почти всегда повторяется. Гештальт то не закрыт. Заслужить то любовь в детстве не удалось…
Так что сценарное повдение привычно затягивает. У меня прошло уже огромное количество клиентов и если. Б эти методы не помогали, то статистика была бы другая.
Попрошу мужа ее наити и сделать ссылку, а то я уже работать.
Кстати, сегодня будет как раз такая работа, только там безразличный родитель и в результате отчужленный супруг.

sirin_from_shrm: Не вижу связи. Точнее, допускаю, что в некоторых случаях некоторые люди принимают признаки вероятного абьюза за особое отношение к себе, что некоторые признаки вероятного абьюза при незавершённом гештальте с родителями-абьюзерами делают партнёра-абьюзера более привлекательным и желанным, чем всех остальных. По моим наблюдениям, это только верхушка айсберга. Но именно эту схему психотерапевты принимают за основной шаблон, и пытаются применять её направо и налево.

Сам же айсберг, его бОльшая и невидимая его часть, - это люди, у которых нормальные отношения с собственным прошлым. Не думаю, что встречаются люди совсем без травм в детстве. Но вряд ли у всех поголовно жертв именно они оказывают влияние на выбор партнёра. В то же время действительно есть тенденция выбирать партнёров, чем-то похожих на родителей. Но это "чем-то" не обязательно является набором абьюзивных признаков. Нарваться на абьюзера за привлекательным фасадом - всё равно что сыграть в лотерею. При этом причинно-следственных связей между детскими травмами и попаданием в абьюзивные отношения может и не быть.

Конечно же, на терапии может всплыть всё что угодно. В острой фазе переживания горя могут всплыть любые травмы, вне зависимости от их завершённости. Привычная терапевтическая схема ставит галочку: о, это оно! Первопричина всех судеб и событий! Давайте работать с этим! Клиент отвлекается на проработку детских травм, и основной запрос, с которым он пришёл, отодвигается на второй план. После их проработки создаётся впечатление завершённого гештальта (как в анекдоте: если тебе плохо, купи козу, помудохайся с ней, избавься от козы - почувствуешь облегчение). Точнее так: возможно, в процессе такой работы детские гештальты действительно удаётся закрыть. Но они не имеют отношения к первоначальному клиентскому запросу. Вроде как терапия проведена, клиенту полегчало, ура-ура. А на самом деле клиент идёт на новый виток страданий, но к психотерапетву уже вряд ли вернётся - вроде как всё проработано, а если страдания продолжаются, значит, "ищи причину в детстве" и сам дурак, работаешь над собой недостаточно усердно.

Вот так, подменяя один запрос другим и работая с тем, с чем проще работать, а не с тем, что нужно клиенту, психотерапевты рапортуют о собственных успехах. (Это не в Ваш адрес реплика, а об общей тенденции). В общем, ищут "там где светло, а не там, где потеряли".

Отсюда: http://tanja-tank.livejournal.com/53367.html?thread=10091383#t10091383

sirin_from_shrm: Бывает всякое, но хочется сфокусироваться вот на каком аспекте. (Мы заведомо будем говорить о любви разделённой - т.е. оставим за рамками тот случай, когда человек неожиданно влюбляется в малознакомого, с которым нет практически никакого взаимодействия).

"Цепляет" нас, как правило, схожесть в важных (на наш взгляд) аспектах жизни и взаимный интерес. Нарцы - большие мастера подстраиваться, "зеркалить", создавать видимость интереса к личности и надевать маску человека со схожими взглядами. Психопаты делают это осознанно и поэтому могут проколоться, а нарцы "пристраиваются" неосознанно, поэтому в их хищничестве больше искренности - в каждый момент времени они убеждены, что они такие и есть, какими хотят казаться. Так в чём же проблема жертвы? В том, что она верит обману? Окажись на месте нарца не нарц, а нормальный партнёр - жертва не стала бы жертвой.

По мне, так влюблённость - это более глубокий вариант дружбы + возможность построения взаимных долгосрочных планов "на жизнь". Не поиск родителя, который приласкает и обогреет, а поиск человека, устремлённого на долговременные прочные отношения, готового разрешать конфликты взаимно, осуществлять взаимную поддержку. Что же в этом ненормального? Ведь и дружим мы по той же самой схеме. Вне зависимости от того, был ли у нас в анамнезе мучитель или нет.

Отсюда: http://ru-dark-triad.livejournal.com/304347.html#comments

ПТСР, психотерапия

Previous post Next post
Up