Голоса в голове - негативные социокультурные установки

Jan 09, 2016 10:03

Поразительна способность Уайта прорубать прямой путь сквозь запутанные сложные извивы социальных установок, психиатрической идеологии, индивидуального воспитания и индоктринации, - всего, что усиливает симптомы у людей, на которых навешен ярлык «хронических психиатрических больных».

Зачастую идентичность этих людей (особенно тех, кому поставлен диагноз «шизофрения») «подпорчена», если использовать выражение Эрвинга Гофмана. Они, убежден Уайт, «считают, что потерпели блистательный крах в попытках стать «настоящими людьми»», т.е. в стремлении заставить себя думать, чувствовать и действовать в соответствии со стереотипами «нормальности» и «здоровья», принятыми в доминирующей культуре. За это им, и так уже особенно уязвимым по отношению к эмоциональному стрессу в силу разных биологических и/или психологических причин, приходится платить очень высокую цену.

Согласно Уайту, «голоса» слуховых галлюцинаций, преследующие людей, которым поставлен диагноз «шизофрения», внушают им, что они больные, беспомощные, безумные, сумасшедшие отбросы общества; то, что говорят эти «голоса», поразительно похоже на негативные культурные стереотипы. Голоса, которые слышат мужчины, говорят им, что они сопляки и слабаки, в то время как голоса, которые слышат женщины, нападают на их сексуальность, называя их шлюхами и проститутками. И мужчины, и женщины слышат голоса, бесконечно критикующие их за глупость, никчемность, неадекватность и неспособность соответствовать социальным правилам и нормам. Всезнающие, самоуверенные и упрямые, эти бестелесные осуждающие голоса изрекают «истину в последней инстанции» и «приговоры, не подлежащие обжалованию», - повторяя при этом то, что человек мог неоднократно слышать в так называемом «реальном» мире.

Больше всего Уайта удивляет не сам этот странный параллелизм между «внутренними» голосами и «внешними» социальными посланиями, а то, что большинству людей оказывается трудно его усмотреть. В недавнем интервью Уайт сказал: «Хотя нам относительно легко признать, что многое из того, что мы думаем, во что верим, и многое из того, что мы делаем, формируется под сильным влиянием культуры, по какой-то причине нам гораздо труднее признать, что психотические феномены формируются подобным же образом: содержание, форма и способ выражения психотических феноменов, таких, например, как слуховые галлюцинации, невзирая на этиологию, также испытывает на себе влияние культуры».

Уайт «деконструирует» ( и для него этот термин имеет особое значение) доминирующие авторитеты, принимая «голоса», которые слышат люди, всерьез и рассматривая их как некие враждебные силы «там, снаружи». Уайт вместе с человеком, обратившимся за помощью, срывает с «голосов» маски и разоблачает их, лживых негодяев; после чего Уайт вместе с этим человеком разрабатывает стратегии, которые помогут подорвать власть этих голосов. «В чем эти голоса пытаются убедить вас? - спрашивает Уайт. - Что они пытаются заставить вас делать? Понравится ли этим голосам, если у вас будет собственное мнение, если вы будете знать, чего хотите? Или это им не понравится? Голоса приводят вас в замешательство; как вы считаете, чему это способствует? Тому, чтобы вы достигали своих целей в жизни, или тому, чтобы воплощались цели и намерения самих голосов?».

Отсюда: https://narrlibrus.wordpress.com/2009/03/27/pfg/

нарратив, ПТСР, психотерапия, защиты

Previous post Next post
Up