«Опасные игры»

Apr 16, 2015 14:57

Все чаще в средствах массовой информации, да и просто в частных разговорах раздается: «Куда подевались настоящие мужчины? Где можно познакомиться с серьезным, ответственным и целеустремленным молодым человеком для серьезных отношений?» Ответы на эти вопросы варьируются в зависимости от страны, где пытаются их найти и объяснить сложившуюся на сегодняшний день социальную асимметрию: женщины с каждым годом становятся все более образованными, успешными и идут на подъем во всех сферах жизни. Даже в спорте - на лондонской Олимпиаде впервые за всю историю игр среди ее участников женщин почти столько же, сколько и мужчин.

Что же касается представителей сильного пола, тенденция прослеживается, увы, прямо противоположная: юноши интенсивно деградируют. Статистика просто шокирует: повсеместно до 30% парней бросают школу, не завершив даже среднее образование. Все большее и большее количество подростков мужского пола требуют медикаментозного лечения, имея проблемы с концентрацией внимания. Только в США 85% от общего потребления стимулирующих препаратов назначаются мальчикам.

Девочки их опережают на всех уровнях, начиная с начальной школы. «В прошлом году большему числу женщин была присвоена ученая степень, чем мужчинам по всему миру в целом, что является неслыханным», - восклицает психолог Филип Зимбардо в интервью газете «Стэнфорд Дейли», недавно завершивший новую книгу в соавторстве с Никитой Дункан.

Их исследование так и называется «Деградация юношей: почему это происходит с парнями, и что мы можем с этим поделать» (The Demise of Guys: Why Boys Are Struggling and What We Can Do About It)

Филип Зимбардо, социальный психолог, почетный профессор Стэнфордского университета (Калифорния, США), автор 50-ти книг, и мировая знаменитость. Он обрел всемирную известность еще в 1971 году, поставив «Стэнфордский тюремный эксперимент». Результаты этой ролевой игры ошемломляющи: будучи частью команды и бездумно выполняя чужие приказы, человек утрачивает личную ответственность за свои действия и легко превращается в садиста. Назначенная ему роль начинает довлеть над личностью и разрушает ее, отбирая у человека индивидуальность.


«Эх, парни…»

Авторы книги подчеркивают, что само ее название «Деградация юношей» - это отнюдь не ностальгический жест, отражающий извечный конфликт «отцов и детей», а глобальная системная проблема: по всему миру мальчики гораздо менее девочек успешны в социализации - выросло целое поколение застенчивых, некоммуникабельных, эмоционально неразвитых молодых людей, не готовых к взрослой жизни. Они не могут (и не хотят) преодолевать трудности и строить отношения в реальных жизненных ситуациях, как в процессе обучения, профессиональном становлении и карьере, так и в личной сфере.

В основу книги легло исследование поведения подростков в возрасте до 20-ти лет, проведенное на выборке в 20 тыс. респондентов, а также широкого обсуждения этой животрепещущей темы в рамках дискуссионного проекта ТЕД. Примечательно, что эти вопросы занимают Зимбардо уже на протяжении 25-ти лет, и интерес к ним - не чисто научно-умозрительный. О многом серьезно задуматься и многое переосмыслить ученого заставили проблемы, с которыми столкнулся его собственный сын.

В чем же авторы книги видят причины этой всемирной катастрофы? «Мозг современных парней преобразован «виртуальным наркотиком», настроен на постоянную стимуляцию возбуждения от заманчивых картинок и игр. Все это делает их неспособными ответить на требования реальной жизни. Молодые люди отстают социально, сексуально, и финансово», - констатирует Зимбардо.

Напасти «всемирной паутины»

Пагубно влияет на психику подростков чрезмерное увлечение видео-играми. «Иллюзия включенности, когда человек играет в видео-игры не может заменить реального взаимодействия, - отмечает Зимбардо. - Как правило, заядлые игроки не обладают навыками общения в реальной жизни»

Уродует психику и неимоверно широкая доступность порнографии. Она формирует привычку к возбуждению от виртуального раздражителя. «В результате, молодые люди оказываются не в состоянии воспринимать реальность такой, какова она есть, и гораздо менее подготовлены для сексуальных отношений с реальным партнером», - заключает ученый.

Зимбардо и Дункан утверждают, что видео-игры и порно, с точки зрения их воздействия на психику, - явления одного и того порядка. Это формы пристрастия к возбуждению от нового, разнообразного и неожиданного. Находящийся в процессе формирования мозг подростков, «подсевших» на видео-игры или порно, модифицируется, так как получает информацию в бесконечном разнообразии и динамике по любому запросу, одним щелчком мыши.

Чрезмерное увлечение видео-играми также сильно изменяет восприятие подростка. А именно расширяется так называемая «гедонистическая зона» в настоящем. Прошлое же и будущее в момент стимуляции отодвигается на дальний план, настоящее полностью доминирует, затмевая все остальное. И это настоящее - динамично и в постоянном мелькании кадров.

«Вне игры»

У подсевших на «виртуальный кайф» наблюдается низкая способность к обучению, которое по своей природе является аналоговым, статическим и интерактивно-пассивным. То есть в его основе лежат совершенно иные принципы, нежели те, на которых создаются видео-игры - процесс обучения строится на применении уроков прошлого к решению проблем, возникающих в будущем, на планировании и задержке удовольствий, на продумывании конкретных ходов перед «игрой» и определения стратегии на долгосрочную перспективу.

Ребята также теряются и в романтических отношениях, которые приходится строить постепенно и ненавязчиво, и что требует взаимодействия, обмена, развития доверия и подавления похоти, по крайней мере, до социально приемлемого для обоих партнеров момента. «Например, 12-летний подросток, не имеющий сексуального опыта вообще, отождествляет происходящее в порнофильме с романтическими отношениями. То есть, он не включает в свои представления общение и условности, наличие определенных границ поведения, и даже прелюдии к сексуальному акту не включает. В его сознании формируется совершенно неадекватная картина сексуальных отношений», - подытоживает Зимбардо.

Последствия того драматичны. Мужчины становятся эмоционально вялыми и незаинтересованными в построении отношений с противоположным полом. Сами эти отношения рассматриваются ими в прагматичном ключе как преамбула к созданию семьи (а в условиях экономического кризиса и стагнации многие мужчины вообще оставляют мысли о создании семьи). Романтические же отношения, любовь, все меньше и меньше становятся причиной партнерства.

Кто виноват?

При этом авторы книги не обвиняют во всех грехах интернет. «Интернет-технологии сами по себе не являются причиной. Скорее, она кроется в злоупотреблении ими. Так, чрезмерное увлечение видео-играми и порно приносит много негативных последствий, особенно социальную изоляцию - не остается времени на реальные контакты со сверстниками, родителями и наставниками. По статистике, средний подросток мужского пола проводит 44 часа в неделю перед телевизором или монитором компьютера, и всего полчаса(!) тратит на «живое общение» с отцом. И это мальчики, живущие в полной семье», - разводит руками Дункан.

Изменение формата современной семьи, где половина всех мальчиков растет без отца, является крайне важным фактором сложившейся ситуации. И США - лидер среди промышленно развитых стран в части безотцовщины - 40% детей рождаются сегодня у одиноких матерей, среди них 50% - женщины до 30 лет. Это, в свою очередь, влияет на успеваемость мальчиков в школе. Они менее социально адаптированы, среди них больше страдающих расстройствами внимания и гипер-активностью и они чаще «подседают» на видео-игры.

Отсутствие мужчины в семье создает определенный вакуум общения и передачи социального опыта. «Парни ищут руководство для себя, чтобы найти путь, как стать человеком. Между тем, видео-игры показывают им, что они могут быть хозяевами вселенной. Они чувствуют себя хорошо, лишь когда играют в видео-игры, так как в виртуальном мире нет никакого риска социального отторжения», - высказывает свое мнение Дункан.

С сексуальным просвещением и воспитанием дело обстоит еще хуже. Согласно данным социологических опросов, подростки в неполных семьях не получают грамотной информации о сексуальных отношениях и, «стараясь избежать неловких и глупых ситуаций с противоположным полом, занимаются «само-просвещением», что лишь усугубляет их проблемы», - констатирует Зимбардо.

Противоречивые требования со стороны социума - еще один негативный фактор. От взрослых мужчин общество требует активности, решительности и самостоятельности, в то время как в период социализации к мальчикам предъявляются точно такие же требования, что и к девочкам - быть тихими, послушными и усидчивыми. И мальчики не могут быть самими собой, их энергия оказывается невостребованной. «В основном, мы сталкиваемся с невозможностью мальчиками утилизовать свою энергию. Все меньше остается социально приемлемых на то форм. В школах почти исчезли занятия физкультурой и значительно урезано время отдыха, когда мальчики могли бы высвободить часть своей энергии. И этот список можно продолжать», - сокрушается Дункан.

Что делать?

Учитывая масштабы этого бесконтрольного онлайн бедствия, Зимбардо и Дункан бьют тревогу: нужны серьезные усилия и заинтересованное участие всех - родителей, преподавателей, производителей видео-продукции, политиков и самих парней. И начинать эти изменения необходимо прежде всего в семье, устанавливая здоровый баланс времени, проводим подростком в интернете, и в реальном общении с домочадцами и друзьями.

Также Зимбардо предлагает ввести институт наставничества. «Пора отходить от пассивной модели просветительских лекций в школе, - считает ученый, - которые воспринимаются учащимися как скучные нотации, а для тех из них, у кого низкий уровень концентрации и обучаемости, такие мероприятия «для галочки» приносят еще меньше пользы. Рядом с подростками должны быть люди, способные сбалансировать досуг своих подопечных и замотивировать их к решению реальных жизненных задач».

Критически важным моментом авторы книги рассматривают изменение подхода к созданию видео-продукции. «Существует огромный потенциал для хорошего в видео-играх. Даже в порно: ведь, оно заставило людей вывести тему секса из разряда табуированных. Родители были вынуждены признать, что их дети также сексуальные существа, и их надо в этой сфере воспитывать и просвещать» - убеждена Дункан. «Порно можно снимать иначе, где показывать сексуальность романтично. И видео-игры строить так, чтобы в них предполагалось наличие двух пилотов, рядом сидящих, вынужденных взаимодействовать не только технологически, но и социально, общаться», - вторит ей Зимбардо.

Да, чтобы переломить сложившуюся тенденцию необходимы совместные усилия и координация их на государственном уровне. «Общество прямо заинтересованно в решении этой проблемы. Если мальчики продолжают бросать учебу, это сказывается на национальной производительности труда и национальном успехе…», - замечает Зимбардо. Отсутствие коммуникативных навыков может привести к общему ухудшению качества жизни, когда люди предпочитают сидеть по домам в одиночестве перед компьютером или бороздить интернет посредством смартфона. Это уже наблюдается. И если мы сейчас сообща не возьмемся за изменение ситуации, потом что-то менять будет слишком поздно.

Адрес статьи: http://vzagranke.ru/obmen/novosti/opasnye-igry.html

причины душевных расстройств, асоциальное поведение, гендер

Previous post Next post
Up