Радфем, психотерапия и вопрос либеральных методов в женском освободительном движении

Apr 11, 2015 11:08

Считаю, что это очень хороший анализ социальных причин взаимоотношений "абьюзер/жертва". Даже если вы не знакомы с феминистским движением или не разделяете позиции феминизма, текст может быть вам полезен для осознания целостной картины происходящего. Взаимоотношения жертвы и абьюзера - это не взаимоотношения отдельно взятой пары, потому что оба участника этих отношений вписаны в социальный контекст. Я сейчас перевожу (надеюсь, на днях закончу) статью о роли "соглашателей" в ситуации индивидуального абьюза. Вклад "молчаливого большинства" в развитие дисфункциональных, жестоких отношений. Приведённая ниже статья поднимает ряд важных вопросов. Возможно, некоторые из них (а также стиль изложения) вызовут у читателей эмоциональное отторжение. Но очень хотелось бы, чтобы каждый прочитавший извлёк из статьи что-то полезное для себя лично.

Оригинал взят у lili_dunkerk в Радфем, психотерапия и вопрос либеральных методов в женском освободительном движении

Отзыв на статью Селии Китцингер "Психотерапия и как она разрушает радикально-феминистское действие"

Первое, что хотелось бы уточнить, - это разница понятий "психология" и "психотерапия", несколько раз в статье употребляемых как синонимичные. Психология - это наука, изучающая закономерности развития и функционирования психической деятельности человека. Львиная доля радфем-материалов, посвященных социализации и травме, - это, с точки зрения научной морфологии, работы по социальной психологии. Как любое научное знание, психология нейтральна и может служить разным целям и использоваться в интересах разных людей.

Но когда мы подходим к практике, вопрос этичности/неэтичности, феминистичности/нефеминистичности немедленно встает ребром. Психотерапия (по крайней мере, в том смысле, какой вкладывают в это понятие образованные немедики), а также всевозможные немедициские методы психологической помощи  действительно противоречат радикальному феминизму на 150% Как и любому другому социально активному движению, что достаточно подробно разбирается в статье. По сути, психотерапия - это такой скрытый виктим-блейминг, облеченный в форму медицинской практики. Психотерапевтесса или психологиня-консультантка не может накостылять избивающему ее клиентку муженьку, не может посадить его в тюрьму - короче, не может решить ни одной проблемы в реальной жизни, приведшей к проблемам психологическим. Если не считать медикаментозного лечения, в ее силах только, по расхожему выражению, изменить отношение женщины к ситуации. Желательно в сторону конструктивного решения, а не приятия  того, что нельзя принимать. Подвести человека к тому, чтобы она сама увидела проблему, сформулировала ее и нашла свой индивидуальный (!!!) выход. Профессиональная этика запрещает психотерапевтессе  давать советы или выражать категоричную оценку участников проблемной ситуации и их действий.

Что из этого всего выходит на практике? На практике выходит, что психологическая помощь базируется на априорном представлении о женщине как о "кузнечихе своего счастья" (с), что, разумеется, не выдерживает даже минимальной критики:

ситуации, когда проблема полностью находится внутри личности, а не вовне, в обществе, крайне редки, а проблемы социально-политического происхождения одними только внутренними ресурсами не устранишь. Ну - допустим, хотя такое бывает редко, - осознала избиваемая жена, что от мужа надо валить. А как от него свалишь? Где жить? На что? Кто сию секунду ее, не работавшую по специальности годы, так легко возьмет на работу? И на что жить до первой зарплаты? Как быть с детьми? И самое главное: если она живет в стране вроде России, где "бабы" - это мясо для тренировки кулаков и расходный материал и нет даже минимальной юридической защиты от домашнего насилия и преследований, то что даст ее уход? Спермогнида ведь убьет ее!

В менее критических случаях, когда травмирующая ситуация либо осталась в прошлом, но оставила последствия, либо легче преодолима, психотерапия может помочь - при решении одной конкретной проблемы. Но при этом она действительно оказывает медвежью услугу женскому движению, направляя все силы женщин в русло вечных самокопаний, творческих поисков и пр., в то время как от обретения одной женщиной относительно нормальной самооценки ничто не меняется в положении женщин как класса.

Все это так, но есть одно существенное "но". У женщин отсутствие нормальной самооценки (ПСПС в терминологии АП) коррелируется с идентификацией с агрессором. Да и просто из своей обиходной практики общения с женскими массами мы можем проследить связь между наличием у женщины раскормленных "тараканов", происходящих от детских травм и внутренней мизогинии (негативное восприятие своего тела, родители-абьюзеры, продолжающие влиять на жизнь женщины), и последующим скатом в защиту нетаких, квир или каблукастый жопофеминизм для кормящих грудью. Зависимость второго от первого очень заметная. А уж про смуту, которую сеют травмированные с непроработанными травмами в нашей среде, и говорить нечего.

Ненависть к себе, какие-то неразрешенные внутриличностные конфликты - все это влияет на восприятие женщиной информации, на ее стиль общения, на ее реакцию на критику в свой адрес, способность сознательно и добровольно подчиняться для блага дела и, конечно же, на готовность к решительным действиям, тем более связанным хотя бы с минимальным личным риском. Проще говоря, травмированная женщина может вредить общему делу, и эта неприятная возможность очень часто реализуется.

Выгонять таких было бы выходом, не будь их, а точнее, нас так много. Не будь все мы травмированы в той или иной степени. Парадокс: психотерапия - антифеминистская практика, но эдак 90% женщин, приходящих в феминизм, желательно ее пройти не то что перед инициативами, а перед тем как просто начать общение с феминистками.

Для бытия феминисткой нужны РЕСУРСЫ, и прежде всего ресурсы эмоциональные. Приходу в собственно-движение всегда - хочешь, не хочешь! - предшествует период индивидуализма, самоограждения (в сети это выражается в принципиальной анонимности и отключении функции комментирования), самокопаний, деконструкции своей личности, разбора каждого действия, каждого случайного чувства. Вернуть себе нормальное ощущение - физиологическое! - своего тела. Мы ведь постоянно испытываем физиологически очень неприятные ощущения, не замечая этого: раздражение от бритья или прокладок, боль в ногах от неудобной обуви, холод... Вернуть себе обратно диссоциированные чувства униженности и обиды, амнезированный отрицательный опыт (кстати, возвращение женщине негативного опыта, который ее психика предпочла вытеснить, - это еще одна точка, в которой феминизм диаметрально противоположен психотерапии с ее главным медицинским принципом "не навреди"). Научиться работать со страхом и чувством вины - хотя бы на уровне оценки реального уровня опасности и реального вреда, нанесенного тобой очередному "более угнетенному" созданию. Статья АП "Любовь и социальная субординация женщин" содержит "эмпауэрментный" опросник, благодаря которому женщина может проводить самодиагностику и распознавать патологическую природу тех или иных своих чувств и поступков. Что это, если не практические рекомендации по аутопсихотерапии, которая, кстати, тоже неизбежно смещает фокус внимания на себя?

Думаю, вопрос здесь стоит сформулировать следующим образом: психотерапия ли противоречит идеологии движения или же ей противоречит облеченная в психотерапевтическую методологию мудская демагогия - переведение стрелок с политического на личное? Если второе, то нет ли возможности создать свои методики психологической помощи, без персонализации политического? А если все-таки первое, то нужна альтернатива психотерапии - что-то, что позволит минимизировать вред, который мы вольно или невольно можем нанести движению своими травмами.

Любовь к себе нормальна и естественна. На этапе возвращения женщине адекватной самооценки неизбежно развитие определенного нарциссизма: некоторые ведут дневник и перечитывают, некоторые не отходят от зеркала или постоянно фотографируются, некоторые возвращаются к полузабытым детским хобби вроде того же рисования в надежде выкопать вдруг невротъебические творческие способности. Но в отличие от авторки статьи и переводчиц, я не склонна видеть в этом похороны движения и непременную постановку феминизма на службу мелочным личным интересикам. Есть, конечно, и стартаповки, и патологические манипуляторки-ловщицы няшек, но их не так уж много. У большинства цель иная, серьезнее, глубже... и благороднее.

Женщине необходимо просто-напросто рассмотреть саму себя этими новыми раскрывшимися глазами, определить свое место в мире, придумать себе имя, отказавшись от всех имен, данных мужчинами. И этап этот жизненно необходим. Как можно действовать, не зная, кто ты, не зная своих потребностей и не определив целей? Все предательницы движения, все эти хрен-пойми-какие-гендеры - это вовсе не те, кого избаловали психотерапией. Это те, кому ее как раз не хватает, - не видящие себя, не чувствующие себя и не сказавшие о себе своего слова.

Какова может быть альтернатива психотерапии и каким образом можно обеспечить относительное психологическое здоровье феминисток, не предав ключевой принцип движения? Думаю, ответ очевиден: как ни парадоксально, нужно - частично! -обратно развести личное и политическое в сугубо-прагматическом аспекте: политические инициативы, организация фемсообществ, взаимоотношения с единомышленницами... В принципе, на практике этот принцип давно начал применяться и достаточно давно уже сформулировано, что все-таки "не все личное - это политическое", потому что подчинить политическому интересу все сферы нашей жизни элементарно невозможно.

Да, наша личная сфера пронизана политикой. Но ни одна феминистка не занимается круглые сутки собственно-политической деятельностью. Нам нужны отдых, удовлетворение нормальных социальных и эмоциональных потребностей и иногда - медицинская помощь. Радфем за всем этим идут к патриархалкам, принимая этот факт как обычное неизбежное приспособление к существованию в действующих исторических условиях. "Персиковые" , или, как они себя сами именуют, "умеренно-радикальные", тянут это все в феминизм, создавая кашу из личного и политического с непременным перетягиванием одеяла в сторону личного, кромсают фемтеорию, вытаскивая из нее выгодное для личной пользы. Я не склонна согласиться ни с первым, ни со вторым решениями.

Мне видится выходом создание некой околофеминистской субкультуры, автономной от политической инициативы. В качестве модели можно взять тех же ЛГБТ. Ну и что, что враги? У них достаточно разумно распределено по полочкам: пироги отдельно, мухи отдельно, есть политическая инициатива и обслуживающая ее идеология, есть либеральная помощь, не связанная с политикой (всякие базы вписок, психологическое консультирование и пр.), есть субкультура (клубная жизнь, знакомства, творчество) и, наконец, есть совсем уже частная жизнь - секс и все, что с ним связано. Но во всем этом они остаются верными своим ключевым принципам: везде, от постели до трибуны, соблюдаются принципы сексуального либертарианства и гендерной лабильности.

Современные русскоязычные радфем пошли по пути других врагов - социалистов и марксистов, которые точно так же полностью концентрировались на коренном изменении политической системы и то, что, по их мнению, не отвечало данной задаче, отметали за негодностью, не забыв заклеймить как "буржуазное" или "мелкобуржуазное". Таким образом, радикальные убеждения у них вполне могли ужиться с дружбой с какими-нибудь Ротшильдами. Замужние радфем, вызывающие столько нареканий, как раз парадокс типа Герцена, вполне объяснимый именно в такой системе координат: главное - польза, которую человек приносит в широкой исторической перспективе, а как там она или он приспосабливаются к существованию в пиздеце, никого не касается и не должно касаться.

Мне такая методика применительно к женскому освободительному движению видится ошибкой, и вот почему. Угнетение женщин мужчинами - специфический, не имеющий аналогов тип угнетения. Ни у одной другой угнетенной группы в истории нет и не было такой мощной коллективной травмы и такого уровня идентификации с агрессором. Ни одна из ныне существующих либо когда-то существовавших социальных групп не была так разобщена, как мы, ни у одной так не пострадали механизмы здоровой группальности, как у нас. Крестьяне были идентифицированы с господами (именно поэтому главной движущей силой революции они не стали), но по минимуму, рабочие вообще практически не идентифицированы с капиталистами. Где это видано, чтобы рабочий говорил на полном серьезе в компании таких же, как он, работяг, что владелец его предприятия нетакой, а Петю уволили за дело - нечего было возникать против урезания з/п? Где это видано, чтобы крестьяне между собой обсуждали только господ и те аспекты своей жизни, которые связаны с господами, и не могли поговорить о себе и своей жизни пятнадцати минут, чтобы не упомянуть барина?

Социальная группа ровно в той мере готова отстаивать свои политические интересы, в какой она осознала коллективные - совпадающие личные. А чтобы сформулировать совпадающие личные, нужно сначала индивидуальные личные понять. Не гипотетическую прекрасную свободную девочку вытащить из-под гипотетической груды предрассудков, а научиться хотя бы чувствовать, где для тебя польза, а где - вред и опасность. И усвоить концепт социальной справедливости.

Не получится у нас работать по модели марксистов. Собирай мы самых умных-разумных, накапливай целые библиотеки теории, разбери этот патриархат по косточкам, выходи на митинги из полутора калек, уходи в сепаратные поселения из полутора калек, даже создавай некие подобия боевых организаций из тех же полутора калек - все это будет совершенно бесперспективно до тех пор, пока наши крестьянки за своими прялками не научатся петь песни не о любви к господам и не перестанут стучать господам, что вот Машка кулек пшеницы украла.

Да, на уровне теории постулат политического генезиса всего личного должен оставаться абсолютно нерушимым. Но на уровне практики мы вынуждены лавировать туда-сюда, то выгребая из своей жизни / нескольких женских жизней очередную порцию политики, то выметая из политической работы личный сор типа персиковых няшек. Чем меньше в мелочно-личной сфере останется политического, тем меньше этого самого мелочно-личного будет тащиться на трибуну с целью разрешения при всем честном народе.

Нам мало просто политического движения. Нам нужно уже сейчас начинать по кирпичикам строить свою культуру-без-мужчин, создавая благодатную почву для приятия феминистской идеологии.

Разделение фемтусовки на функциональные области по модели ЛГБТ могло бы быть неплохим выходом. Нужно тебе познакомиться с женщинами, которые говорят не только о платьях и минетах, и найти занятие для души, чтобы заполнить вакуум, образовавшийся после посылания мудака, - вот тебе сатирическая группа, чтоб позубоскалить над мужиками, вот творческий коллектив, и/или группа роста сознания, и/или копилка боле-менее сносных кино, музыки и литературы - пожалуйста, отдыхай, развлекайся. Нужна помощь - вот тебе психологическое консультирование, вписка, шелтер, надо будет - соберем одежонки и продуктов. Не можешь жить одна, нужна альтернатива браку с мужчиной - вот тебе знакомства с женщинами для сексуально-любовных отношений либо для бостонского брака. Ну а если хочешь в актив, то учи матчасть, будь готова к критике, будь готова подчиниться и многое изменить в своих убеждениях и запомни, что в рамках инициативы не жалеют, не няшат, не разжевывают непонятное и твоими вышивками и стихами восхищаться не будут. Но чтобы не допустить завоевания нашего движения мужчинами, во всех сферах должны неукоснительно соблюдаться ключевые принципы: мейл-эксклюзив и квир-эксклюзив и на уровне практики, и на уровне дискурса, антирелигиозность, неоспоримость репродуктивного права женщины, однозначное отношение к проституции, БДСМ и порно как насилию, недопущение пропаганды практик, вредящих здоровью женщины, опасных для ее жизни, унижающих ее личное достоинство и/или стигматизирующих гендерные стереотипы (бьюти-практики, естественные роды и пр.), табу на гетероромантику.

В рунете уже начинала оформляться подобная система: отдельные ресурсы для отдыха и развлечений, для инициативы, для просвещения, для знакомств, для просьб о помощи, - но потом до России добралась интерсекциональная шиза и все сожрала. И именно эту систему я пытаюсь отстроить заново, без ловушек, допускающих мужскую диверсию, и в радфем-френдли ключе.

Я прекрасно вижу, как много посетительниц бугагашных и няшных пабликов застревают на одном уровне - построения минимальной женской группальности, отказа от каблуков, и т.п. Но в отличие от переводчиц статьи, я не вижу в этом ничего зазорного. Радикальный путь нелегок, и то, что его проходят единицы, совершенно естественно. А в долгосрочной перспективе нам полезна любая патриархальная женщина с более-менее нормальным чувством собственного достоинства, ибо она представляет собой прецедент, пример альтернативного мышления и образа жизни для окружающих ее женщин. И некоторые из женщин, вдохновленных ею, открывших для себя феминизм благодаря ей, могут оказаться сильнее ее и пойти дальше.

Я отлично осознаю, что использую либеральные методы, пропагандируя индивидуалистический подход и построение пространства отдыха в рамках статуса кво. Но именно в нашем случае либерализм не так плох, как кажется, если не позволять в него лезть всяческим нетаким. Нормальный качественный либфем без мужчин и ската в квир-интерсекциональное предательство является не противоположностью и не врагом радфем, а подспорьем, которое имеет иную сферу применения сил, но вполне может и должно идти с радфем рука об руку. Вы создаете идеологию для правнучек-воительниц - мы поднимаем с колен их прабабушек, которые, скажем, могут положить начало менее абьюзной и менее гендерно ориентированной системе воспитания девочек в этом роду.  Вы готовите семена, мы - почву.

На русской почве хуястые либералы практически уничтожили женское движение, рассорив между собой женщин, занимающихся взаимодополняющей деятельностью. Они сделали невозможным проведение чисто феминистских мероприятий. Они лишили либералок грамотного руководства. Они спровоцировали ужесточение требований со стороны радикального крыла по отношению к своим единомышленницам, замыкание и самоограждение этого крыла. И - самое главное! - они подмяли под себя зарождающуюся альтернативную культуру, лишив нас возможности оказать подруга подруге посильную помощь, посмеяться и поболтать на безопасной территории, посмотреть не совсем блевотный фильм, хорошие фотографии моделей в альтернативной внешностью и пр. Ублюдки почти нас доконали. Вопрос теперь в том, позволим ли мы доконать себя полностью, остановим дезинтегративные тенденции в движении или нет.

психотерапия, молчаливое большинство, социальная психология, гендер, социальная аналитика, абьюз

Previous post Next post
Up