Киберсемантика и бикамеральный разум (сознание)

Sep 07, 2017 17:58

А что если я скажу вам, что в настоящий момент в рамках единой человеческой расы существует как минимум два различных вида существ, и что это, судя по всему, можно научно доказать? Но обо всем по порядку. Итак.



Намедни с удивлением обнаружил, что многими из тех вопросов, которые мы сегодня решаем в рамках киберсемантики, еще в 70-х годах прошлого века, занимался известный американский психофизиолог Джулиан Джейнс. Причем, занимался настолько успешно, что не грех у него чему-то и поучиться. В психологических кругах Джулиан Джеймс наиболее известен, как автор концепции бикамерального разума(сознания). Которая концепция, в свою очередь, стала известна широкой публике благодаря высокорейтинговому сериалу про киборгов - «WestWorld» (в нашем прокате: «Мир Дикого Запада»).

К сожалению, базовая работа Джеймса, посвященная бикамеральному сознанию - «The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind» - так и не была переведена и издана на русском языке (уверен, это скоро исправят). Однако есть перевод его лекции «Сознание и голоса внутри», некоторые моменты которой я конспективно прямо сейчас и изложу, ибо перевод местами оставляет желать лучшего, да и оригинал может быть не везде понятен широкой публике, в силу специфичности поднимаемой тематики и употребляемой терминологии. Впрочем, если тема покажется вам в целом интересной - прочитать лекцию, безусловно, стоит.

Приступим. Во-первых, определимся с терминами. В частности, с термином - Сознание (у Джеймса - Consciousness).

Чем сознание НЕ является:

1. Сознание - это не вся психика. В психике происходит множество процессов помимо сознания. Более подробно см. саму лекцию (есть в Google).
2. Сознание - это не просто копия личного опыта, записанная на чистый лист новорожденного ума. Это нечто большее, чем запись опыта. Обоснования - опять-таки в самой лекции.
3. Сознание не является необходимым для обучения чему-либо.
4. Сознание не является необходимым условием для размышления и рассуждения. Иными словами, когда вы, например, бегло излагаете какую-то знакомую концепцию - вы делаете «на автомате».
5. Утверждение о том, что «сознание находится в голове» - это чистой воды произвольность.

И здесь стоит процитировать самого Джулиана Джеймса:

Суммируя все вышесказанное - мы показали, что сознание не является всей умственной деятельностью, не является необходимым для ощущения и восприятия, не копирует опыт, не является необходимым для обучения и даже для размышления и рассуждения, и имеет исключительно произвольное и функциональное местоположение. В качестве прелюдии к тому, о чем я буду говорить дальше, я хочу, чтобы вы подумали о том, что когда-то было время, когда люди, которые были способны выполнять большинство тех же действий, которые делаем мы, - разговаривать, понимать, воспринимать, решать проблемы, - не обладали сознанием.

Далее Джеймс рассматривает, чем именно является Сознание (Consciousness) и как оно формируется. И здесь вы, конечно, увидите очень много общих с киберсемантикой моментов.

1. Сознание имеет такое свойство как пространственность. Причем, данное пространство формируется именно при помощи человеческой речи. Сейчас мы не будем подробно останавливаться на механике образования такого пространства - мы посвятим этому отдельную статью. Настолько этот вопрос важен и существенен для понимания общей канвы.
2. Сознание подразумевает наличие «Я» (или, скорее даже, «пред-Я»), пресловутого «Наблюдателя» или «Субъекта», который путешествует по пространству сознания. Это второй важный признак сознания.
3. И третий важный признак сознания по Джеймсу - нарратизация. Это можно перевести примерно так: сознание склонно создавать непрерывную историю жизни, где все события помещены на единой ленте времени, и следуют чередой друг за другом.

Далее опять цитата из лекции Джеймса:

Есть и другие признаки сознания, которые я просто упомяну: концентрация, "внутренний" аналог внешнего перцепционного внимания; подавление, с помощью которого мы отгоняем раздражающие нас мысли, аналог уклонения от неприятностей в физическом мире; отбор, аналог того, как мы воспринимаем только один аспект какого-либо предмета за раз; совпадение, аналог перцептивного уподобления; и другие. Мой список упомянутых признаков ни в коей мере не является исчерпывающим. Основным правилом здесь является то, что не существует ни одной операции в сознании, которая бы не происходила прежде в поведении. Все перечисленные признаки узнаются в своих аналогах во внешнем поведении.

И теперь, внимание, Джулиан Джеймс, анализируя древние тексты, вроде «Илиады» и «Ветхого завета», пришел к выводу, что описанный выше, тип сознания, появился лишь 3000 лет тому назад. Вместе с повсеместным развитием письменности.

А как же жили наши предки до появления сознания? - спросите вы.

Да, точно так же и жили. Ведь, как уже упоминалось в первой части этого текста, сознание вовсе не является необходимым условием для обучения чему-либо, и даже для публичных рассуждений, например. И уж точно сознание не является непременным для рефлекторной деятельности, в том числе деятельности, основанной на условных рефлексах. Крысы, например, прекрасно дрессируются. Но это вовсе не значит, что крысы обладают сознанием вышеописанного типа.

Как полагает Джулиан Джеймс, сознание наших предков было «бикамеральным», или иначе - двухпалатным. То есть, в сложных жизненных ситуациях, правое полушарие мозга говорило левому полушарию, что ему следует делать, и на субъективном уровне это воспринималось как «глас Божий». Наши предки реально слышали этот «глас Божий» в своей голове. Это был реально звучащий голос. И это было повсеместной нормой. Но, повторюсь, такое случалось лишь в случаях затруднительных. Ибо все остальное время эти люди жили в рамках традиций и общепринятых обычаев, либо повиновались вышестоящим особям, и не сознавали происходящее вокруг себя в том смысле, который вкладывают в слово «сознавать» люди, склонные к рефлексии, обладающие сознанием вышеописанного типа.

Однако, несмотря на блестящий ум, Джеймс отчего-то решил, что бикамеральный разум остался в далеком прошлом. Тогда как все признаки отчетливо указывают на то, что множество людей и в относительно недалеком прошлом, и даже в современности:

1. Не обладают сознанием описанного выше типа (Пространство-«Я»-нарративность).
2. В своих действиях руководствуются исключительно традициями, инстинктами, и директивами вышестоящих особей.

Таким образом, в рамках единого человеческого рода, мы имеем как минимум два различных вида существ, один из которых, в ходе эволюции получил сознание, а другой - бикамеральный разум.

- Но почему же никто до сих пор не обратил на это внимания?! - спросите вы.

Во-первых, «голова дело темное - исследованию не подлежит». Все вы прекрасно знаете, что люди в своей массе (особенно, обладатели бикамерального сознания) не очень-то склонны к исследованию человеческой природы, и тем более - человеческого сознания.

Во-вторых, наличие сознания как такового, еще не дает его обладателю каких-то ощутимых преимуществ над обладателями разума бикамерального типа. Даже напротив, обладатель бикамерального сознания может быть более эффективен в системах с устойчивым распорядком и режимом. Например, в армии или тюрьме.

В-третьих, обладатели бикамерального разума выглядят точно так же и ведут себя точно так же, как и люди. Да они, собственно, и есть люди, просто их сознание - бикамерально (двухпалатно) и в значительной степени некритично ко многим вербальным внешним факторам.

В-четвертых, хотя сознание описанного Джеймсом типа - является эмерджентным (пожалуйста, посмотрите в словаре значение этого слова, если оно вам незнакомо, это важно для понимания) свойством, оно обладает градациями, как в отношении размера виртуального пространства, так и в отношении протяженности ленты времени, зоркости «Наблюдателя» и тому подобного. И, например, обладатель зачаточного сознания с малым объемом виртуального семантического пространства, может на тестах дать показатели как «чистый» бикамерал.

Кстати, пророки прошлого - ярчайший пример бикамерального сознания. То же самое относится и к жрецам, и к шаманам. И для своего места и времени эти люди были воистину путеводной звездой, в трудные для народа времена. Ибо остальная масса людей с бикамеральным сознанием в критических ситуациях полностью теряла рассудок и начинала вести себя как стадо испуганных или рассерженных животных. Они, собственно, и теперь ведут себя примерно так же. Только вместо жрецов и пророков у них телевидение и YouTube.

Подытожим: на данном этапе своего развития человечество состоит из, как минимум, двух различных видов существ, один из которых обладает сознанием, а другой - бикамеральным разумом. «Как минимум» - это потому, что тема сознания нуждается в дальнейшем исследовании на предмет выявления возможных новых эмерджентных признаков. А, также, потому, что, возможно, часть ныне живущих людей обладает «до-бикамеральным» сознанием. И, возможно, эта часть - не так уж и мала, как может подуматься сразу.

Роман Духанин
не Президент России /РФ/ 2018
Previous post Next post
Up