Еще один аспект проблемы взаимопонимания

Jul 03, 2015 09:19

Оригинал взят у miya_mu в Еще один аспект проблемы взаимопонимания
Когда несколько месяцев назад три интересных мне автора перешли в ФБ, я стала его читать. Проблему ФБ никому вроде объяснять не надо - в нем невозможно не проваливаться в каменты, которые могут реально поколебать веру в человечество. По крайней мере, у меня не получается.
Не знаю, как с этим справляются остальные, - ощущение болезни со всех сторон. Вся эта война всех со всеми, знаете что напоминает? Когда к клетке с крысами присоединяют электроды и включают ток, животные начинают вести себя непредсказуемо и агрессивно.
Если думать дальше, возникает вопрос, - почему не все мечутся и кусают друг друга, откуда у них эта сопротивляемость. Я разглядываю фотографии (когда есть), читаю записи в блогах и вспоминаю добрым словом ту свою работу в фирме ясновидения по телефону. Если тогда думала, что выполняю норму благодаря эмпатии в целом, то сейчас склоняюсь к мысли, что у всех нас в тех фирмах было развито особое чутье на болезнь; когда же ухватываешь причину, назвать симптомы и лечение не сложно, даже если речь не впрямую о здоровье, а о любовной, скажем, ситуации.

Объясню на примере, с теми же греками из предыдущего поста. Или даже возьмем шире, все средиземноморье. Смотрите, в сухую жаркую погоду кровяное давление понижается. Доказательную часть я пропущу вместе со статистикой, - статистики у меня мало, хоть я и расспросила знакомых, а доказательства не строгие, а опосредованные, но есть такое ощущение, что здесь у нас культура, так сказать, низкого давления. Люди не торопятся ни в работе, ни в жизни, поговорки насчет того, что дела делаются медленно, в изобилии. Со строны это может выглядеть ленью, но у них другая ценность - постоянство. Первые годы после Москвы мне было просто жутко от собственного замедленного темпа, казалось, что буквально все тормозиться, но потом смотришь назад - и ничего подобного, делается, работает, происходит.
Северные культуры, зоны холода, туч и повышенного давления должны быть другими. Неважно, какими, важен факт - другие темпы, иначе работает внутренний нерв.
Великая равнина, на которой живут русские, - зона резких перепадов, никогда нет уверенности, какая погода будет завтра утром или сегодня вечером. Кажется, все мои знакомые, живущие в Москве и вокруг неё, страдают от гипертонии чуть ли не с сорока лет, - вот скажите мне, гипертония сдвигает восприятие, меняет характер, работоспособность, ожидания, делает человека спокойнее или агрессивней и напряженней, вот это все? насколько я понимаю, такой простой и обычный нюанс физиологии разворачивает жизнь под новым углом, ставит такие условия, к которым никто не готовится и по многу лет потом не может приспособиться, - особенно если этот разворот не принято связывать с переменами характера и возможностей.

Это только пример, и, возможно, не самый удачный. Хочу сказать, что гипертоник никогда не поймет гипотоника, гипотоник будет казаться ему сонливым, замедленным, ленивым, непонятно благодушным, безразличным...хотя там просто система работает по-другому.

Или то одиозное предположение, что человек сам ответственен за самого себя. Большего вранья и вреда невозможно и придумать, полно людей, у которых на это нет ни сил, ни воли - по каким-то физиологическим, психологическим, каким угодно причинам. Если принять, что такова конституция, физиологический проект, все психо-социальное представляется в другом свете.

Скажу больше, я совершенно убеждена, что хороший брак основан на одном-единственном условии - физическом соответствии людей. И не в смысле сексуальной притягательности, а в смысле, как бы это сказать, оздоравливающего влияния друг на друга. Как только пропадает потребность спать под одним одеялом и на одной подушке, дотрагиваться друг до друга, обниматься, обмениваться какой-то невидимой, неосознанной животворной поддержкой - все, основы отношений нет. Её можно замещать интеллектуальным единством, дружбой, общими заботами, почему нет, но все это сооружение становится неустойчивым.

И вот если дальше вести эту мысль, или даже не мысль, наблюдение за тем, что нам мешает понимать других, почему все больше пропасть между разными стратами, мы упираемся в какие-то фундаментальные различия в способах отклонения от здоровья. И это только о физиологии, не трогая психику. Есть люди, способные удерживаться в рамках воспитания, разума, этики, независмо от того, какой у них сегодня уровень кислотности, как подскочило давление или как ломит суставы к дождю. По-моему, их смело можно назвать просветленными, по нынешним-то временам. Есть люди, которых удерживает внутренний стержень, какая-то идея, страсть, - не привнесенная извне, а начавшаяся в раннем детстве. Есть просто очень здоровые люди, реагирующие на любое отклонение машины, умеющие исправить его по ходу. Есть, наконец, те, кто ценит радость настолько, что обучаются компенсациям. Наверняка есть еще много вариантов, не суть.

Смысл всего этого в сообщении тела и духа, в том, кто сильнее, кто кем командует. Фактически, там, где болезнь берет управление на себя, человек преврашается в чудовище. Понимаете, варварству противостоит культура, но эта культура не вполне культурна, пока в ней не развиты компенсаторные механизмы отклонениям от здоровья.

Стоило почитать комментарии в ФБ, чтобы возник закономерный вполне вопрос - сколько из этих агрессивных дураков не вполне трезвы, у скольких непрерывно что-то болит, сколько людей с расстройством психики.
Вот даже еще проще - среди тех мифических восьмидесяти шести процентов, сколько среди них алкоголиков и пьяниц, если рассматривать алкоголизм как болезнь, нарушающий структуру личности? Сколько людей с депрессией, расстройством личности, просто не приходящих в ясность сознания из-за обычных болезней, вот как гипертония?

И вот с одной стороны сообщество людей, неумаляемых болезнью, это такой новый Декамерон, сидим такие в изоляции и рассказываем друг другу истори. С другой же - исследовать, как отклонения в здоровье порождают бесконечное человеческое разнообразие, тоже задача вполне достойная.



Previous post Next post
Up