«Неуместный человек»
В жизни приходится выбирать между скукой и страданием.
Жермена де Сталь
Буквальное название фильма в переводе с норвежского - «Неуживчивый человек», «Мешающий жить другим», «Зануда».
Главный герой - Андреас - при неясных обстоятельствах попадает в странный город - абсолютная идиллия, опрятные улицы, благополучные и доброжелательные жители. Его быстро и без лишних вопросов принимают на работу в офис крупной компании - сотрудники благожелательны, условия работы безупречны. Андреас даже заводит себе жену и пытается наладить семейный быт.
Но Андреасу не по себе. Что-то здесь не так …
С одной стороны, можно рассматривать фильм как достаточно однозначный - возможно, о выборе - о рамках, которые люди сами себе ставят, поступая в жизни так, как принято - как все (во всяком случае, похоже, что именно это хотят сказать создатели фильма, как бы, вставая на сторону главного героя); однако, с другой стороны (с противоположной), можно посмотреть на данный персонаж и глазами «жителей странного города» - то есть, а чего, собственно, «трепыхаться» в погоне за «острыми ощущениями», сильными эмоциями и страстями? Разве нельзя жить без этих всяких «страстей-мордастей»?
Не является ли погоня за «ярким» и «остреньким» некой навязчивой идеей и невоздержанностью, которые действительно могут мешать жить другим так, как они выбрали жить ... Не являются ли желания данного персонажа, так сказать - «жить настоящей насыщенной жизнью», всего лишь проявлением его излишней экзальтированности, выраженной в стремлении к получению чувственных удовольствий - проявлением крайне возбужденного состояния, в которое он сам себя пытается намеренно вогнать, выставляя при этом другим и себе напоказ свои чувства, своё настроение - или, говоря иными словами - «свою душу», то есть свои «внутренности».
… А так ли, уж, нужно ДРУГИМ «созерцание чужих внутренностей», и не является ли стремление к выражению ярких эмоциональных и глубоких чувственных проявлений ни чем иным, как душевным эксгибиоционизмом? И нужен ли ДРУГИМ такой «экзистенциальный надрыв», стремлением к которому одержим главный герой? И, вообще, «душа» ли все эти чувства, эмоции и страсти? - Не может ли всё это и подобное этому быть, всего-лишь, внутренним энергетическим вампиром (другими словами - паразитами Сознания) Человека, а вовсе ни какой не Душой его?
Кто-то, наверняка, найдёт определённый и однозначный ответ на эти вопросы - тот или противоположный. Кто-то, возможно, захочет посмотреть на эту экзистенциальную проблему попеременно с каждой из этих двух точек зрения. Найдутся, вероятно, и те, кто решится «найти середину». ... А кто-то, может быть, окажется в состоянии увидеть проблему с какой-то иной плоскости бытия ...
... Есть в этом фильме и некие определённые эзотерические аспекты ...
... В общем, необычное, неоднозначное, запоминающееся кино - неспешное и созерцательное, так что, смотреть его лучше с соответствующим настроем, без перерывов, и с «погружением» …
ссылка на видео (с выбором качества воспроизведения) (этот пост в моём Журнале -
(Den brysomme mannen - 2006) - Неуместный человек (психологическое, экзистенциальное кино))
(все
мои записи в сообществе)