Рабское Смирение или Осознанное Принятие? Господин своих чувств. Буддийская притча.

Jul 10, 2013 16:38


Буддийская притча.
Господин своих чувств.
Рабское Смирение или Осознанное Принятие?

=============================<<   Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:

- Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:

- Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:

- Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?

- Вы - свободные люди, и то, что вы сделали, - ваше право. Я на это не реагирую.

Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»

Один человек из толпы сказал:

- Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:

- Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.   >>

=============================

На эту историю хотелось бы посмотреть не столько с точки зрения буддийской психологии, сколько с реалистичной точки зрения эффективного функционирования человека в существующей действительности, в том числе и в её повседневном аспекте.

В этой притче показаны два важных психологических подхода к взаимодействию с подчас парадоксальной реальностью и, особенно, с противоречащими не только другим, но и самим себе людьми.

-------------------------------------------------
Внутреннее и Внешнее.

Здесь говорится о том, что лишь сам человек, если он только хочет оставаться собой, а не быть разменной монетой чьих-либо желаний и действий, должен выбирать каким образом и какими чувствами и эмоциями ему целесообразнее реагировать на «внешнюю среду», в частности, на такого «цербера» как «общественное мнение».

Чем эта буддийская притча особенно выделяется среди других на эту же тему? - Тем, что, как говорит Будда: « … Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. … ».

Это означает: я, и только я, выбираю те чувства и эмоции, которым я позволю проявиться у себя внутри (если, вообще, позволю им даже возникнуть) в качестве реакции или ответа на всё то, что проистекает извне; в том числе и на мысли, чувства/эмоции, действия других людей.

Также это означает: я делаю что-то так или эдак НЕ потому, что согласен с вами или не согласен, а потому, что выбрал в данный момент в данных обстоятельствах делать именно то, что делаю, и реагировать именно так, как реагирую - ваше порицание или ваше одобрение моих действий могут иметь для меня значение лишь в том случае, если я выберу, чтобы они имели значение.

Центральным моментом здесь является то, что только изначальному внутреннему состоянию человека позволительно влиять на способ его реагирования - на то, какие мысли, эмоции, действия у него зародятся или не зародятся под воздействием внешнего; фактически получается, что человек прежде, чем впустить в себя что бы то ни было извне, сначала как бы «сверяет» это «что-то» со своим внутренним состоянием и выбирает свои дальнейшие (и НЕ столько внешние проявления, сколько свои внутренние) феномены и следствия.

***

-------------------------------------------------
Смирение, как лже-принятие.

Воспитанный (точнее, с детства программируемый своими родителями и зомбируемый всевозможными воспитателями и учителями) на восприятие господствующих исключительно в данном обществе социо-культурных догм, ребенок вырастает в настолько ограниченного и зашоренного взрослого, что при попытке воспринять им что-либо иное, всё равно скатывается к уже ранее загруженному восприятию.

***

Если в авраамическом понимании «принятие» на поверку означает «смирение»; то есть, независимо от того - «справедливо - не справедливо», «согласен - не согласен» - ты должен терпеть, потому как - раб (сами знаете чей; кстати, для подсознания все равно «чей» - если уже назвал себя «рабом» в принципе, то теперь будешь рабом чьим угодно - главное, чтобы желающие нашлись, а они-то, уж, найдутся - будьте уверены).

Здесь получается, что фактически человек НЕ принимает - всё его естество сопротивляется такому псевдо-принятию. Тогда он посредством своего (а, может, все-таки «НЕ своего»?) Разума просто начинает загружать в себя императивы: «согласись!», «подчинись!», «смирись!» и так далее.

***

Довольно часто человек, делающий своё дело, особенно, стремящийся к тому, что называют «духовностью», может встретиться с различного рода сопротивлением и инсинуациями в свой адрес. Некие лица, считающие себя «продвинутыми», могут требовать от него смирения, миролюбия, кротости и тому подобного, мотивируя свои претензии тем, что без этого человек не может быть Просветлённым (Пробуждённым).

Однако видят ли эти «знатоки духовности» отсутствие того, что требуют от других, у самих себя? Какие в них миролюбие, кротость - если они не способны смириться с вашими действиями? Возможно, вы просто мешаете им достигать каких-то их собственных личностных целей и интересов? «Смириться должен ТЫ, а НЕ Я - чтобы я мог делать то, что считаю нужным, а ты мне не мешай» - вот, скрытый смысл всех их претензий под видом «миролюбия». Если они считают себя более «продвинутыми в кротости и смирении», то пусть, прежде других их и проявят - пусть ВАМ уступят; а если НЕ могут, то зачем пытаются склонять к тому, на что сами НЕ способны? Какую цель на самом деле преследуют сии «доброжелатели»?

-------------------------------------------------
Истинное Принятие.

Естественное (истинное) Принятие в корне отличается от Смирения - в естественном Принятии отсутствует даже какой-либо намек на насилие над собой. Однако, для того чтобы какой-либо конкретный человек был способен на истинное Принятие, необходимо условие: он должен иметь более широкий диапазон восприятия Реальности, чем обычный левополушарный сапиенс, и некоторые способности Видения (Осознавания). Поскольку люди уже с детства загружены ограничивающими их убеждениями, паттернами, клише, … то подавляющему их большинству необходимо учиться Принятию.

***

-------------------------------------------------
Безусловное Принятие.

Что такое «безусловное принятие» (по другому ещё - «необусловленное принятие») на собственном опыте мне неизвестно - потому и говорить об этом не буду.

***

Также могу сказать, чем Безусловное Принятие НЕ является: люди, воспитанные на определенном, как уже говорилось выше, мировоззрении, склонны это принимать как Смирение - они начинают «принимать» всё подряд, что с ними происходит, и соглашаться со всеми, кто их имеет, объясняя себе это тем, что таково «Безусловное Принятие».

***

-------------------------------------------------
Можно Принимать. Можно Отвергать.

Прежде всего, как мы видим из данной буддийской притчи - можно вообще НЕ ПРИНИМАТЬ - можно Отвергать.

Надо ли Принимать, если вы НЕ Видите того, что ваше Принятие принесёт хоть какие-либо желаемые плоды в более широком обозримом? Если Примите - скорее всего, сделаете либо малую, либо большую Глупость, которая, весьма вероятно, может обернуться для вас либо малыми, либо большими неприятностями. Например, если хотите, чтобы вам в СЛЕДУЮЩИЙ раз оторвали голову, в ПЕРВЫЙ раз - «подставьте вторую щеку».

Меньше иллюзий. Больше реальности.

***

Не Принимать или Отвергать тоже нужно правильно. К сожалению, почти никого с детства не учат тому, как грамотно это делать. В результате, когда обычный человек что-либо отвергает, это выглядит неестественно - театрально-эмоционально, и зачастую, даже, истерически-уродливо. Понаблюдайте за кем-нибудь с ЭТОЙ точки зрения, и вы очень скоро догадаетесь, какого рода фильмы и сериалы смотрит тот или иной чел; вы даже услышите много тех же фраз с теми же интонациями, которые драматизируют (отыгрывают) персонажи соответствующих шоу.

Вернитесь к притче и перечитайте то, как «не Принял» Будда. ...


… Он ни на кого НЕ рассердился, НЕ обиделся и не сделал еще какой-либо подобной глупости. Он даже подтвердил право протестовать против него для тех, кто с ним не согласен. « … Эти люди делают своё дело … » - сказал он. Но из этого ни в коем случае не вытекает то, что он с ними согласен и Принимает их слова и действия.

Они делают их дело, а я делаю своё дело. Нет смысла тратить себя на кого бы то ни было, если видишь, что это не даст никакого полезного результата. Вместо того чтобы таким объяснять, почему они неправы, более верным будет просто продолжать двигаться в выбранном направлении (и не только «к следующей деревне», как в данной притчи). Увидим, ЧТО и у КОГО в результате получится. - Вот, что читается в словах и действиях Будды.

И где тут смирение иль рабская покорность?
И своих учеников призывает ли он к чему-либо подобному?

***

-------------------------------------------------
Уровни Принятия.

Помимо отказа от Принятия существует много уровней Принятия.

Самое минимальное, но уже Принятие - признание факта существования того или иного явления, того или иного человека, и так далее. Прагматичность такого подхода здесь заключается в том, что до тех пор, пока мы не признаём существование чего-либо - мы не можем с этим взаимодействовать - НЕ можем это изменять.

Одним из следующих уровней Принятия является признание того, что данное явление, человек и так далее - могут и имеют право находиться в другой «системе исчисления» (не нашей) - в другой какой-то ИХ Реальности. Из такого Принятия-признания вытекают вероятные грандиозные возможности познания, постижения и взаимодействия с чем-то для нас Новым и Иным.

***

Вероятно, наподобие Необусловленного Принятия, есть и другие высокие уровни Принятия, но, как и было сказано выше, мне о них мало что известно, потому и не пишу.

----------------------------------
PS: ввиду значительного размера оригинала статьи, данный пост, для удобства чтения в сообществе, размещён с существенными сокращениями; полная версия этой записи в моём Журнале - Рабское Смирение или Осознанное Принятие? Господин своих чувств. Буддийская притча.

------------------------------------------------
(техническое): пользователи, удалившие свои комментарии к моим предыдущим записям в сообществе, к комментированию данного поста - НЕ приглашены.

------------------------------------------------------
добавлено 24.07.2013 (техническое): все комментарии к этому посту, которые были удалены - удалены самими авторами этих комментариев; этот факт ещё раз подтверждает необходимость цитирования того, кому и на что отвечаешь.

реальность, психология, люди, буддизм, мудрость, будда, свобода, религия, присутствие, духовность, эмоции, Человек, привычки, осознанный выбор, реализм, ломка стереотипов, самопознание и самосовершенствование, притча, осознанность, обусловленность, Будда

Previous post Next post
Up