Могу бесконечно слогать дифирамбы
rus_turk за его уникальный жж, и как много в нем полезности и всяческих смыслов сейчас, так как люди не меняются спустя 100-200-1000 лет. И его жж как раз помогает увидеть все дело в самой ее красе или в процессе.
Тема просветления, она ведь манит. Вот один из необычных считаю взглядов на проблему.
http://rus-turk.livejournal.com/215767.html?view=1468631#t1468631 Кроме перечисленных психопатологических черт дервишества, нужно упомянуть еще о присущих ему явлениях расстройства воли. Последняя чаще оказывается ослабленной. Дервиш сплошь и рядом проявляет крайнее равнодушие ко всему, что происходит вокруг него; он живет как во сне; окружающие его предметы и явления как бы покрыты дли него туманом; он утрачивает способность хотеть и сохраняет лишь недостаточно определенные желания, не переходящие в действие. Такое состояние встречается еще у опиофагов, к числу которых во многих случаях его и следует отнести. Но главнейшая причина его безволия лежит, конечно, в тех гипнотических приемах, которым он подвергался в подготовительный период своего искуса. Воспитываясь на авторитете учителя, регламентировавшего каждый его шаг, каждую его мысль, искусственно ставя не только свое поведение, но и самые чувства и идеи, его порождающие, в распоряжение чужой воли, дервиш достигает наконец такого состояния общего понижения сенсориума, где почти нет места эмоциям, где все способности подавлены, где жизненная деятельность напоминает сон, где, наконец, она граничит с меланхолией и слабоумием.
В отдельных редких случаях дело доходит до сумеречного расстройства сознания, где представления оказываются смутными, понятия о времени и пространстве, а равно и о собственном «я» неясными; перцепция окружающих явлений уничтожена. Остается только деятельность психомоторной области, которая под влиянием самовозникающих (галлюцинаторных) раздражений может принимать такое направление и выражаться такими поступками, в которых сам виновник не умеет дать отчета.
Итак, резюмируя все сказанное, можно утверждать, что дервиш, благодаря искусственной искалеченности его психической сферы, достигает в конце избранного «пути к воссоединению» состояния, близкого к слабоумию или меланхолическому помешательству. Приведенные нами патологические симптомы составляют характеристическую особенность этих двух форм душевного состояния. Первая легче постигает лиц до известной степени ограниченных нравственно и интеллектуально, не обладающих достаточным запасом впечатлений, достаточным навыком делать из них выводы и заключения. Вторая, наоборот, более угрожает тем, кто, при наличности умственных способностей и нормальном нравственном уровне, не имеет достаточно крепкой конституции, чтобы противостать болезнетворному влиянию воспитательных приемов и экстатических упражнений суфической школы.