Feb 24, 2009 09:29
«О подвижники, существует и благородная истина о страдании. Рождение есть страдание, старость - страдание, смерть - страдание, связь с тем, что неприятно, - страдание, утрата того, что приятно, - опять страдание, не иметь того, что хочется, - тоже страдание. Одним словом, пять видов привязанности суть страдания».
Будда Шакьямуни
Сутта [Первого] поворота Колеса Закона («Дхамма-чакка-паваттана-сутта»)
Думаю, с благородной истиной о жизни как страдании все участники ru_dao давно и хорошо знакомы, и всем понятно, что истина сия - есть фундамент буддийского учения. Но вот скольким непосвящённым в праздном разговоре, за бутылкой пива, я пытался её ретранслировать, все как один не согласны её принять, не хотят считать жизнь страданием хоть ты убейся! Контраргумент на речение Будды у всех них примерно один и тот же: «Ну, и страдание в нашей жизни есть, но и радость ведь тоже есть. И приятное!». И с торжествующей ухмылкой крутят у меня перед носом своей бутылкой пива. Аргумент, конечно, хрупкий, но поди-ка ты возрази что-нибудь против него. А ведь они этой бутылкой и своим оптимистическим настроем по отношению к жизни рушат самый фундамент дорогой моему сердцу мировой религии. Понятно, что дело не в сомнительном мимолётном удовольствии, но почему же, собственно, страдание?
Пусть рождение есть страдание, но ведь и радость одновременно! Не всегда, но в основном. В основном пока ещё он и она рады, что появился у них некто третий. Пусть старость страдание, но ведь и отрада одновременно. Не всегда, но пока ещё довольно часто: дерево посадил, дом построил, детей вырастил. Пусть смерть страдание, но для некоторых - долгожданное избавление, кто-то просто готов к ней и ждёт; кто-то испускает дух безболезненно, во сне - чик, и он уже на небесах. А уж назвать страданием утрату того, что приятно, как-то и язык не поворачивается - в этом угадывается какая-то типичная для Востока (и чуждая нам) не-широта натуры. Наш человек в этом случае выматерится да и всего делов. Примерно то же самое касается и «не иметь того, что хочется». Может ли для нашего человека это быть причиной страдания? Вот если «что» заменить на «кого», тогда ещё, пожалуй… Да и все эти тибетские ламы, вечно улыбающиеся во все свои жемчужно-белые зубы, - разве не опровергают они своим цветущим видом основной постулат Так-ушедшего?
Представьте себе, что перед вами весы истины. На одной чаше этих весов доводы обывательского здравомыслия, нейтрализующие присутствие в нашей жизни боли страдания наличием в ней моментов счастья, радости и приятного, а, следовательно, маркирующие слово Будды как заблуждение или сознательное передёргивание. На другой - это самое слово Будды, говорящее нам, что жизнь наша, - одна сплошное страдание, которое необходимо прекратить вместе с самой жизнью. Положите на какую-нибудь из этих чаш свой аргумент.
страдания мои,
будда,
буддизм