Психическое существо (душа) и Психическая личность
Появление психического существа есть признак возникновения души в Природе;
и если душа проявлена плохо и слабо, то слабой будет и психическая личность, которая также благодаря нашему темному сознанию имеет несовершенную связь со своим источником, скрытым в глубинах нашего существа, так как дорога, по которой осуществляется сообщение, проложена плохо и на ее пути часто встречаются препятствия, телеграфные провода часто обрываются или перегружены посторонними сообщениями, поступающими из других источников.
Психическая личность также не обладает достаточной силой, чтобы донести полученную ею информацию до своего внешнего инструментария, на который по своей бедности она вынуждена полагаться практически во всем, используя его язык и образы как средства своего выражения и действия вместо того, чтобы опираться на безошибочное и непогрешимое восприятие психической сущности.
В таких условиях психическая личность не может препятствовать тому, чтобы исходящий от души свет не искажался и не сводился разумом до уровня простой идеи или мнения, чтобы психическое чувство в сердце не выхолащивалось до изменчивых эмоций или сентиментальностей, а психическая воля к действию в витальном существе - до слепого витального восторга и страстного возбуждения.
Психическая личность принимает все эти преломленные формы психических импульсов за недостатком чего-то лучшего и пытается с их помощью проявить и выразить себя.
Одна из задач, стоящих перед душой, заключается в том, чтобы под воздействием своего влияния изменить разум, сердце и витальное существо, а также их идеи, чувства и порывы, придав им свойства светлой божественной природы;
эту задачу душа поначалу выполняет медленно и несовершенным образом.
По мере роста и развития психической личности она все теснее соприкасается со стоящей за ней психической сущностью, укрепляя при этом свою позицию на внешних уровнях человеческого существа;
ей становится проще и легче передавать свои импульсы разуму, сердцу и витальному существу, донося до них больше своей силы и чистоты, так как она уже в состоянии противостоять ложному разнородному смешению элементов и осуществлять строгий контроль над своим внешним инструментарием, заставляя его ощущать себя как реальную силу в природе.
Но эволюция, предоставленная своему естественному сложному ходу развития, будет протекать медленно и долго;
и только в результате осознания человеком своей души, понимания необходимости превращения души в главную движущую силу его жизни и всех его действий, появляется возможность сознательного ускорения процесса эволюции и осуществления психической трансформации.
Шри Ауробиндо