Йиндржихувградская узкоколейка

Nov 25, 2015 21:28

Оригинал взят у aikarpov в Йиндржихувградская узкоколейка
Йиндржихув Градец (Jindřichův Hradec) - небольшой город на юге Чехии. Когда я прикидывал маршрут и смотрел на карту, то решил, что город с таким названием следует обязательно посетить. А после этого еще выяснилось, что в нём имеется действующая узкоколейка с пассажирским движением. Город небольшой, порядка 20 тысяч человек. По нашим меркам - райцентр в Ческе-Будеёвицкой области.



Расположен на ЖД-маршруте Плзень-Брно (на линии Veselí nad Lužnicí - Jihlava, если точнее). Перекрёсток второстепенных автомобильных дорог. Туристическая достопримечательность средней степени привлекательности (к "обязательно посмотреть" не относится, но и "заглянуть на полчаса" тоже не выйдет). Но про сам город подробней расскажу в другом "выпуске", а пока узкоколейка.

Узкоколейная железная дорога (760мм) длиной 33 километра была построена в 1897 году, соединив Йиндржихув Градец с Нова Быстршице (Nová Bystřice) - небольшим городком на юге. В 1906 году была проложена вторая линия - Йиндржихув Градец - Обратань (Obrataň), длиной 46 километров. Обратань, как и Йиндржихув Градец, имеет железнодорожную станцию стандартной колеи (линия Табор-Пельгржимов-Горни Церекев).
Южную ветку хотели соединить с австрийским Личау (узкоколейка Gmünd - Alt Nagelberg - Litschau), но до этого так и не дошло.
В 20 веке жизнь железной дороги шла по разному, были взлёты и падения, даже был случай уничтожения одного из поездов самолётом союзников во время Второй мировой.
В семидесятые годы поднимался вопрос о закрытии линии на Нова Быстршице, но этого удалось избежать. Очередные проблемы начались в начале девяностых, когда снова поднялся вопрос о закрытии невыгодных линий или их приватизации. Был основан "Клуб друзей узкоколейки", который со временем трансформировался в компанию "Йиндржихувградские местные дороги" (Jindřichohradecké místní dráhy, JHMD). JHMD выкупила у государства обе линии за одну крону и с 1998 года организовала пассажирское движение.

Сегодня по линии на Нова Быстршице ходит две пары поездов зимой и семь пар летом. По линии на Обратань - восемь пар круглый год, плюс еще три или четыре пары до Каменице над Липой (Kamenice nad Lipou).
Летом регулярно ходит исторический поезд под паровозом, по двум маршрутам Йиндржихув Градец - Нова Быстршице и Йиндржихув Градец - Каменице над Липой. Плюс время от времени проводятся какие-то тематические поездки в честь праздников (даже зимой). На станции Нова Быстршице находится музей железной дороги.

Регулярные дизельные поезда состоят из локомотива Т47 (известного у нас как ТУ3) и вагонов Balm/ú 638 (Btu 590)


либо модернизированных польских рельсовых автобусов MBxd2 (М27, если по-чешски).


Исторические поезда ходят с паровозами: австрийский U.37.002, румынский 764.108 (U46 в чешской классификации) и польский U 46.1. Паровозов я не застал, так что картинки из википедии. U46 и U37:




Грузовые поезда и маневровую работу выполняет Т48 (польский Lxd2, он же FAUR L45H).
За дальнейшими подробностями можно сходить на сайт jhmd.cz, рекомендую чешскую версию. Английская сделана "чтоб було", там сильно меньше текстов и картинок.

В связи с тем, что я приехал уже "зимой", в музей и на паровозные покатушки я не попал. В Нова Быстршице особого смысла ехать не было, всего две пары поездов в сутки, да еще и музей был закрыт. Потому я приехал утром из Ческе-Будеёвице, погулял по городу, потом доехал по северной линии узкоколейки в Обратань, там сел на поезд в Табор, а оттуда уже вернулся в Ческе-Будеёвице, где у меня была "база".

  1. Вокзал находится на окраине города, рядом с автовокзалом. Хотя "окраина", в силу размеров города, понятие относительное - до исторического центра идти минут 10-15, если не торопиться. Узкоколейность видно сразу - пара вагонов в тупике.

  2. Вокзал со стороны широкой колеи.

  3. На табло отмечаются поезда обеих дорог. С припиской JHMD - узкоколейный.

  4. Узкоколейная часть - между широкой колеёй и автовокзалом (его перроны видно справа). Вагоны эти тут стоят похоже давно и, скорее всего, просто в рекламных целях - чтобы с автотрассы было видно.

  5. Пути узкой колеи.

  6. Навес с автоматом по продаже билетов. Такие автоматы я потом видел еще на нескольких станциях. Но билеты он пока не продаёт - "работает в тестовом режиме". Но можно было посмотреть расписание и местонахождение поездов на маршрутах.

  7. Пакгауз, который отведён под офис узкоколейки. Касса, сувенирный магазин. Но всё было закрыто.

  8. Со стороны широкой колеи.

  9. На боковых узкоколейных путях стояло немного подвижного состава.

  10. Здание депо и мастерских.

  11. Тепловозы Т47 тут раскрашены в яркие цвета.

  12. А "подводные лодки" М27 - серые.

  13. Их всего четыре, две были на маршруте, одна на боковом пути, а последняя - у подъемника стояла.

  14. М27, Т47 "сиреневенький" и пара вагонов.

  15. Зеленый Т47.

  16. Стрелка.

  17. Восточная горловина станции.

  18. Вид на пути.

  19. Дрова и уголь - еда для паровозов. :)

  20. По закопченому верху сразу видно, что тут живёт паровоз. И он стоял внутри, но сфотографировать его было невозможно - только силуэт угадывался через окно.

  21. Синий Т48, к нему прицеплен "ретро-поезд".

  22. Вагоны ретро-поезда, красный Т47 и пассажирские платформы.

  23. Вагоны ретро-поезда.

  24. Осень.

  25. Осень, сцепка.

  26. Поезд на Обратань, на нём я и поеду. Вообще утром думал, что поеду на "подводной лодке" - их две стояло, но они обе ушли в рейс. А уже после того, как проехал, решил, что на Т47 было ехать лучше - в его вагоне в окна смотреть удобней.

  27. Тупик с двумя вагонами и нулевой километр.

  28. Пассажирские платформы.

  29. Вид на узкоколейную часть с пакгауза.

  30. Утилизация старых шпал.

  31. Пассажирская платформа.

  32. А вот это вот очень интересное место, которому я уделил незаслуженно мало внимания. Это тележки-переходники для вагонов стандартной колеи на узкую. Вагон устанавливается на позицию, тележки фиксируются под его колесами, затем он стягивается на узкоколейную сторону и самостоятельно встаёт на тележки. Обратно еще проще. И не надо ничего перегружать.

  33. Тормозные вагоны. Так как у "переходников" нету своих тормозов, да и сцепка отличается от узкоколейной, такие вагоны используются как интерфейс между узкоколейными локомотивами и вагонами стандартной колеи.

  34. Коротенькое видео процесса. Еще рекомендую посмотреть более длинное видео из жизни товарных поездов на этой узкоколейке: https://youtu.be/HE8W2NbjOhY, там интересно (субтитры на английском).

    image Click to view

  35. Уже в вагоне. Народу было не битком, но прилично. Большей частью молодёжь.

  36. Касса была закрыта, автомат не работал - так что билеты продавал кондуктор.

  37. Какое-то время узкоколейка идёт совмещённо со стандартной колеёй, причем обе линии, как на Обратань, так и на Нова Быстршице. Сперва налево, на север, уходит линия на Обратань (картинка из википедии).

  38. А линия на Нова Быстршице идёт дальше и несколько позже уходит на юг.

  39. Боковой путь.

  40. Линия очень извилистая, потому рельсы впереди было видно почти постоянно.

  41. Остановка Некрасин. Хотя сам Некрасин где-то в километре.

  42. Нова Вчельнице.

  43. Тут почти все вышли и в вагоне стало свободно.

  44. Пакгауз.

  45. Товарные вагоны узкой колеи. Не только стандартные там гоняют.

  46. Обычный пейзаж чешской сельской местности.

  47. Каменице над Липой, середин маршрута.

  48. Тут в вагон села большая компания детей под предводительством двух воспитателей или учителей.

  49. На одном из путей стоял тепловоз Т29 (он же 702.9). Раньше работал на карьерах под Плзенем, на колее 900мм. Был переделан под 760мм. Используется как маневровый и резервный.

  50. Детей набралось полвагона, я перешел в другую половину, чтобы им не мешать.

  51. Пакгауз с рекламой ЖД-музея.

  52. Элеватор. Всё как у больших.

  53. Калих.

  54. Это то ли пруд, то ли запруда на реке Вчельничка.

  55. Рельсы и шпалы.

  56. Станция Вчельничка. Дети тут вышли и в вагоне осталось человек пять, считая кондуктора. Который либо сидел у себя в "купе", либо сидел в углу пассажирского салона и зыркал на меня глазом.

  57. Дорога сворачивает в лес.

  58. Встретили "подводную лодку". Это вторая, на самом деле. Первую встретили на первой же остановки после поворота на узкую колею, просто я её сфотографировать не успел.

  59. Разъезжались на станции Хвальков.

  60. Осенние пейзажи.

  61. Пакгауз на станции Чеерновице у Табора.

  62. А это конечная, Обратань. Один путь, маленькая платформа. А поезд высадил пассажиров и поехал разворачиваться.

  63. У него в сторонке пара путей для этого предназначена. Сбоку у тепловоза болтается кондуктор.

  64. Вокзал Обратань. С одной стороны стандартная колея, с другой узкая. На здании указатель в ту сторону.

  65. Практически сразу после прибытия поезда из Йиндржихув Градца появился "поезд" в Табор - в Чехии вообще все поезда и автобусы неплохо синхронизированы. Хотя и любят опаздывать. :)


Если хочется больше, то всё же советую сходить на сайт http://jhmd.cz/. Там есть картинки, несколько видео, расписания, исторические материалы и т.п.
Еще можно поискать на youtube по слову jhmd, тоже много интересного.
К примеру - покатушки со Святым Николаем:

image Click to view


транспорт, фото, перепост

Previous post Next post
Up