330 лет назад многотысячное турецкое войско приступило к осаде Вены, а султан строил планы по захвату германских земель вплоть до Рейна. Но объединённые силы европейцев не только блестяще отразили османскую агрессию, но и вернули в лоно христианских народов исламизированную Венгрию.
Век полумесяца
Всего лишь около века понадобилось османским правителям, чтобы исламизировать самое сердце континентальной Европы - территорию современной Венгрии, и прежде всего её столицу. К середине XVII века бывшая столица ликвидированного в 1526 году средневекового Венгерского королевства Буда (в конце XIX века при слиянии с соседним Пештом образовавшая город Будапешт) уже воспринимается современниками как образцовый османский город. Десятки мечетей, множество исламских религиозных школ и культурных центров в корне меняют облик христианского города. Буда становится одним из крупнейших научных центров исламского мира, сюда съезжаются дервиши и поэты со всех концов империи. Город, как ожидалось, должен был повторить судьбу Константинополя и стать северным Стамбулом.
Этнические венгры, охотно переходившие в ислам, куда дружественнее относились к османским завоевателям, чем их германские и славянские соседи. Потомки финно-угорских племён, на протяжении столетий живших бок о бок с тюрками, они сохранили часть общих традиций, а также схожую лексику, особенно в области сельского хозяйства. Многие венгры сделали блестящую карьеру при дворе султана, в конце XVI века один из них даже занял высшую должность империи - пост великого визиря.
«Турки обращают христиан в ислам скорее ловкостью, чем силой, - так в середине XVII века описывает ситуацию в Венгрии некий британский путешественник. - Они берут сердца христиан обманом. Это правда, что сегодня турки не используют насилие, но у них есть другие средства, чтобы вырвать христианские корни».
Венская Венгрия
Помимо Османской Венгрии, существовала и так называемая Королевская Венгрия со столицей в Пожони (современная Братислава), которая после ликвидации средневекового Венгерского королевства в начале XVI века попала под власть австрийских Габсбургов. Большая часть этого образования находилась на территории нынешней Словакии. Как ни странно, но венгерская элита, перешедшая к этому времени в лютеранство, главным врагом видела вовсе не турок, захвативших большую часть венгерских земель, а австрийского правителя - императора Священной Римской империи Леопольда I (Leopold I.), проводившего жёсткую политику контрреформации.
К середине XVII века в Османской империи сформировалась мощная группировка из так называемых куруцов, этнических венгров, бежавших из присоединённых к Австрии территорий. В 1678 они под предводительством «короля куруцов» Имре Тёкёли (Imre Thököly) и при поддержке Порты собрали 20-тысячную армию и за считаные месяцы установили контроль над Королевской Венгрией. Османские власти обещали куруцам помощь в создании независимого венгерского государства со столицей в Вене. Однако уже в 1682 году Тёкёли вынужден был признать вассальную зависимость от султана Мехмеда IV (Mehmed IV), даровавшего ему титул короля Верхней Венгрии. Столицей страны стал город Кошице на востоке современной Словакии, а «западную» столицу, Вену, как выяснилось, турки приберегли для себя.
Османская Германия
У Мехмеда IV была давняя мечта расширить границы Османской империи до Рейна, а Дунай сделать внутренней османской рекой. Несмотря на то, что империя к этому моменту была в зените могущества, этот план казался не более чем утопией. На протяжении истории турецких завоеваний мечтательность султанов, помышлявших покорить всю Европу, традиционно компенсировалась прагматизмом великих визирей, которые фактически управляли страной. Однако Мехмеду IV с этим не повезло. На посту великого визиря оказался ещё больший мечтатель Кара Мустафа Паша (Kara Mustafa Pascha), который видел себя наместником покорённых германских земель.
Современники свидетельствуют о том, что именно великий визирь, отличавшейся авантюризмом и особой нетерпимостью к христианам, уговорил султана начать военную кампанию, целью которой было покорить другую половину Римской империи, а точнее её «наследницу» - Священную Римскую империю германской нации, столицей которой на тот момент являлась Вена.
В августе 1682 года, почти за год до начала военных действий, в Стамбуле состоялся торжественный парад по этому поводу. Австрийские советники информировали императора, что Порта готовится к масштабной войне с одной из европейских держав, однако на тот момент Габсбурги были погружены в династический конфликт с французскими Бурбонами, который через два десятилетия вылился в войну за испанское наследство.
Осенью турки приступили к масштабному строительству дорог и мостов в северном направлении.
Стало ясно, что вскоре вспыхнет война, однако никто кроме Порты не знал, кто станет первой жертвой агрессии - Австрия или Польша. В апреле 1683 года Леопольд I и польский король Ян III Собеский (Johann III. Sobieski) заключили военный союз, направленный против Османской империи. Ожидалось, что турки первым делом нападут на Львов или Краков, именно в этих городах начались работы по укреплению фортификаций. Но к началу мая десятки тысяч османских войск стянулись к Белграду. 31 мая Кара Мустафа, назначенный султаном главнокомандующим, направил Габсбургам ноту об объявлении войны.
На Вену!
Более месяца понадобилось османским отрядам, чтобы преодолеть расстояние от Белграда до Вены. К середине июля у крепостных стен австрийской столицы, по оценкам историков, находилось от 140 до 240 тысяч солдат, включая 30-тысячную татарскую и 20-тысячную арабскую кавалерию, а также многочисленные венгерские отряды. Вену защищало лишь 11 тысяч солдат, а также 5 тысяч добровольцев. 14 июля Кара Мустафа отправил горожанам ультиматум о сдаче города. Императорский двор к этому времени уже покинул Вену и находился на пути в Пассау. Казалось, город падёт в считаные дни.
Но, вопреки опасениям горожан, военной логике и указам султана, великий визирь принял решение не брать Вену приступом, а начать осаду города. По мнению известного исследователя Габсбургской Австрии Томаса Баркера (Thomas Barker), такое решение было обусловлено нескрываемой жадностью Кара Мустафы: «Он хотел получить Вену нетронутой, заставить её капитулировать, но не идти на неё штурмом, что дало бы его солдатам возможность разграбить город. Он хотел сам заполучить те сокровища, которые, по его мнению, были спрятаны в городе».
Осада Вены продолжалась почти два месяца. За это время Кара Мустафа рассорился с большинством подконтрольных ему военачальников. По сообщениям очевидцев, в войске царил полный хаос. В начале сентября татарский хан, почувствовав себя оскорблённым, и вовсе стал саботировать приказы великого визиря, и северный тыл оказался практически беззащитен. Эта новость вскоре дошла до австрийцев и их союзников. 4 сентября польский король Ян III Собеский и имперский фельдмаршал Карл V (Karl V.) договорились пойти в наступление на турок.
Марш Собеского
Всего три дня понадобилось союзникам, чтобы стянуть войска к окрестностям Вены. Среди них около 40 тысяч королевских войск под командованием Яна III Собеского и примерно такое же количество имперских отрядов под командованием Карла V. В ночь на 11 сентября Кара Мустафа принимает отчаянное решение: отправить элитные отряды янычар и сипах на штурм Вены, а остальных - атаковать силы союзников.
В 4 часа утра первый удар турок приняла на себя имперская пехота. Несмотря на огромные потери среди османских отрядов, Кара Мустафа решил сосредоточить усилия на взятии Вены, видимо, полагая, что ему хватит солдат для сдерживания союзников. Но спустя 12 часов боя турецкую армию ожидал неприятный сюрприз. В атаку вышла 12-тысячная польско-литовская кавалерия, включавшая в себя 3 тысячи тяжеловооружённых «крылатых гусар». Очевидцы утверждают, что вид всадников с крыльями из перьев диких птиц посеял панику в рядах деморализованных противников, обратившихся в бегство. Всего около 40 тысяч турок пало от рук союзников, потерявших в общем счёте около 15 тысяч солдат. Ещё 20 тысяч турок погибло при штурме Вены.
«Это была победа, которой ещё не видывал свет, - писал спустя несколько дней после битвы король Польши в письме своей супруге. - Враг полностью уничтожен. Ничего от них не осталось. Они вынуждены были бежать, чтобы спасти свою жизнь. Комендант Штаремберг (Starhemberg, руководивший обороной Вены), обнял меня, целовал и назвал своим спасителем». Слава о «крылатых гусарах» вскоре распространилась по всей Европе. «Храбрейшие воины, когда-либо встречавшиеся под солнцем», - так отзывалась о них одна из британских газет того времени.
Изгнание османов
Венская битва стала первым сражением так называемой Великой турецкой войны, продолжавшейся до 1699 года. За это время габсбургская Австрия отвоевала у турок всю территорию средневекового Венгерского королевства и стала одной из самых могущественных европейских держав. Известный австрийский историк Вальтер Ляйтч (Walter Leitsch) писал, что «пытаясь захватить Вену, султан и его великий визирь как ни один другой османской политик способствовали упадку Османской империи».
Кара Мустафа винил в катастрофическом для турок исходе битвы венгра Тёкёли, который якобы недостаточно обеспечивал тыл и снабжение османской армии. Однако султан велел казнить великого визиря, а должность главнокомандующего фактически перешла к королю потерянной Верхней Венгрии. Верный соратник султана, Тёкёли командовал османскими войсками и в ходе решающего сражения Великой турецкой войны - Битве при Зенте в 1697 году на территории современной Сербии, в ходе которой турки были полностью разбиты, а преследовавшие их австрийцы до основания разрушили город Сараево.
Дмитрий Кулик
Кулинарные итоги Венской битвы
По одной из версий, знаменитая французская булка круассан совсем не французская, а впервые была выпечена в честь успешной обороны Вены в сентябре 1683 году. Утверждается, что венские пекари, работавшие по ночам, первыми услышали шум от мотыг и кирок и сообщили об этом солдатам, которые пресекли план турок.
Форма булки - полумесяц, один из символов исламской веры и главный элемент османского флага. Эту версию подтверждает и тот факт, что в начале XVIII века подобные мучные изделия во Франции называли «вьенуазри» (Viennoiserie), то есть «нечто из Вены».
С Венской битвой также связывают происхождение другой знаменитой булки - бейгла (нем. Bagel, старонем. beugel).
Закрученное изделие с дыркой внутри было преподнесено местными жителями польскому королю Яну III Собескому. Его форма должна была символизировать стремя «крылатых гусаров».
Но самым бесспорным кулинарным итогом Венской битвы является распространение кофе в Центральной Европе. Однако вряд ли бы это произошло, если бы не украинский купец Юрий Франц Кульчицкий, один из самых известных разведчиков XVII века. Пробравшись в лагерь турок, он информировал союзников о положении дел в османской армии; в благодарность городской совет подарил ему дом в центре Вены, а император разрешил самостоятельно выбрать часть трофейного имущества. Смекалистый купец выбрал 300 мешков кофе, а вскоре открыл первую в Центральной Европе кофейню.
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=12288&Itemid=13