Музей НПО им. С.А.Лавочкина, г. Химки МО

Dec 09, 2013 22:28



Странно, что до меня никто не выложил сюда отчет о музее НПО им. С.А.Лавочкина. Ну что же, буду первым. Музей находится на закрытой территории, в одном из корпусов предприятия. В двух просторных залах разместилась экспозиция, отражающая уникальные разработки фирмы за 70 лет ее деятельности. Все экспонаты музея уникальны, есть и просто бесценный экспонат - возвращаемый аппарат, доставивший лунный грунт на Землю ("Луна-16"). Ни в одном музее мира нет аппаратов, работавших на другом небесном теле и вернувшихся на Землю.


Начну с истории предприятия. НПО им. С.А.Лавочкина ведет свой отсчет с апреля 1937 года. Именно тогда по решению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР мебельная фабрика в подмосковных Химках была передана в Наркомат оборонной промышленности (НКОП) для организации на ее базе авиационного производства. Приказом № 0121 от 1 июня 1937 года вновь созданному авиационному заводу был присвоен номер 301. Вы спросите почему мебельная фабрика? Все просто, самолеты строили из дерева и после переобучения мастера-мебельщики начали строить аэропланы для Страны Советов.





Начиная с 1945 года, ОКБ С.А.Лавочкина работает над проектированием и постройкой истребителей с реактивными двигателями. Разработка ракет военного назначения была еще одной, наиболее засекреченной частью тематики ОКБ завода №301. В 1960-м году, после смерти Генерального конструктора предприятие стало именоваться - Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина. А в 1965 г. в биографии лавочкинцев была открыта новая, космическая "глава". С этого времени Машиностроительный завод им. С.А.Лавочкина стал занимается разработкой и созданием автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры , Марса, созданием искусственных спутников Земли , а также станций, выводимых в космос в прикладных интересах. Сегодня хочу остановиться на лунных программах.



Автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. 31 января 1966 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полета к Луне АМС «Луна-9». Станция первоначально была выведена на опорную околоземную орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 52°; период обращения - 88 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 170 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 220 км, а затем стартовала в сторону Луны.



3 февраля 1966 года станция «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Мариус, в точке с координатами 64 градуса 22 минуты западной долготы и 7 градусов 8 минут северной широты. Со станцией были проведены 7 сеансов связи общей продолжительностью более 8 часов. Во время этих сеансов АМС передавала панорамное изображение поверхности Луны вблизи места посадки. На фото ниже камера, с помощью которой были сняты панорамы лунной поверхности.



Бесценный экспонат - возвращаемый аппарат, доставивший лунный грунт на Землю ("Луна-16"). Его уникальность в том, что ни в одном музее мира нет аппаратов, работавших на другом небесном теле и вернувшихся на Землю. Три подобных аппарата доставили на Землю 350 гр лунного грунта.



Особый интерес вызывает подлинная подвижная лунная лаборатория "Луноход-3" и ракетный модуль для его доставки на Луну. Луноход планировалось доставить на Луну в 1977 году при помощи межпланетной станции "Луна-25", но запуск так и не состоялся.



В музее представлена имитация съезда лунохода со спускаемого аппарата.



Конструктивные отличия "Лунохода-3" от предыдущих моделей заключались в размещении двух телекамер на подъемной платформе, а также возможности одновременной передачи на Землю изображения с обеих телекамер для стереоскопического обзора местности (несмотря на то, что у предыдущих моделей были парные телекамеры, работать они могли только поодиночке, и просто резервировали друг друга).



Телевизионная стереопара стояла в поворотном гермоблоке, который значительно расширял возможности обзора. Теперь аппарату было достаточно повернуть стоящий на выносной штанге гермоблок, а не разворачиваться целиком для обзора местности.





Луноход был полностью укомплектован научным оборудованием, прошел весь цикл наземных испытаний и был подготовлен к экспедиции на Луну. Запуск станции Е8 № 205 планировался на 1977 год под названием "Луна-25". Ракета 8К82К стала активно использоваться для вывода на стационарную орбиту советских спутников связи. Лишнего носителя для пуска Луны-25 не нашлось.



В запасниках музея, который закрыт для посетителей, макет американского лунохода, на котором передвигались астронавты по поверхности луны,



посадочные модули и масса другого оборудования.

На фото внизу (в центре) автоматическая межпланетная станция "Луна-24" для изучения Луны и доставки лунного грунта, запуск осуществлён с космодрома Байконур 9 августа 1976 года. В результате анализа результатов этого полёта было впервые получено убедительное доказательство наличия на Луне воды, значительно раньше, чем в ходе американских аналогичных проектов.



С лунной тематикой закончили, теперь коснемся исследований других планет солнечной системы.

1. Автоматическая научно-исследовательская космическая станция "Венера-4". 18 октября 1967 года станция «Венера-4» достигла планеты Венера. При входе в атмосферу Венеры, на скорости 11 км/с, от станции отделился спускаемый аппарат. Орбитальный отсек передавал на Землю телеметрическую информацию, пока не был раздавлен в атмосфере высоким давлением.



Спускаемый аппарат вошёл в атмосферу планеты на ночной стороне, в районе экватора, на расстоянии ≈ 1500 км от утреннего терминатора. Во время торможения, перегрузки на спускаемом аппарате достигали 300 g. После снижения скорости до ≈ 210 м/с, была введена в действие парашютная система, введены в действие радиопередатчик и включились измерительные приборы. Началась передача информации, со скоростью 1 бит/с. На фото внизу спускаемый аппарат "Венера-8".


Радиовысотомер передал значение 26 км, позже после того, как данные были тщательно проанализированы, это значение было исправлено на 61-65 км. Значения давления передавались вплоть до значения, на которое был рассчитан манометр, - 7,3 атмосферы. Значения температур передавались в течение 93 минут, пока продолжался парашютный спуск, приблизительно до высоты 28 км над поверхностью. За это время температура менялась от 33 °C до 262 °C.



2. Спускаемый модуль "Венера-7" (макет для термовакуумных испытаний) с выпущенным парашютом. В конструкции АМС "Венера-7" были учтены данные, полученные предшествующими станциями "Венера-4", "Венера-5" и "Венера-6". Из расчётов, сделанных на основе данных, полученных во время предыдущих экспедиций, предполагалось, что на поверхности планеты Венера давление может достигать значения 100 атмосфер, температура - 500 °C и скорость ветра у поверхности - 1,5 м/с. Чтобы выдержать такое давление, корпус спускаемого аппарата изготовили не из алюминиево-магниевого сплава АМГ 6, как у предыдущих "Венер", а из титана, благодаря чему он был способен выдержать давление до 180 атмосфер. Тепловая изоляция нижней полусферы СА была выполнена из стеклопласта, а верхней полусферы - из стекловаты, которая заполняла ячейки стеклосот. Для уменьшения перегрузок, воздействующих на аппаратуру при соприкосновении аппарата с поверхностью планеты, было установлено амортизационное устройство.



3. Автоматическая межпланетная станция (АМС) третьего поколения "Вега". Вега (название происходит от слов "Венера" и "Галлей") - советские автоматические межпланетные станции, предназначенные для изучения Венеры и кометы Галлея. Станцией была совершена первая в мире мягкая посадка спускаемого аппарата на Венеру и пока единственная в советско-российской космонавтике.



Передача данных с автоматической марсианской станции началась через 1,5 минуты после её посадки на поверхность Марса, но прекратилась через 14,5 секунд.



Спускаемый аппарат "Марс-3".



А так "Марс-3" выглядит в сборе. Данный макет находится в, так называемом, "Ангаре-18", о котором я расскажу в следующей части.



4. АМС "Фобос" предназначенна для исследования Марса и его спутника Фобоса. Основная задача - доставка на поверхность Фобоса спускаемых аппаратов (ПрОП-Ф и ДАС) для изучения спутника Марса осталась невыполненной. Однако, несмотря на потерю связи с обоими КА, исследования Марса, Фобоса и околомарсианского пространства, выполненные в течение 57 дней на этапе орбитального движения вокруг Марса, позволили получить уникальные научные результаты о тепловых характеристиках Фобоса, плазменном окружении Марса, взаимодействии его с солнечным ветром. Например, по величине потока ионов кислорода, покидающих атмосферу Марса, обнаруженных при помощи спектрометра ионов, установленного на КА «Фобос-2», удалось оценить скорость эрозии атмосферы Марса, вызванной взаимодействием с солнечным ветром.



5. ДАС - долгоживущая автоматическая станция. Должна была три месяца работать и проводить исследования на поверхности Фобоса.



6. 80-ти сантиметровый ультрафиолетовый телескоп для астрофизических наблюдений "Астрон". С помощью КА «Астрон» наблюдались такие явления как кома кометы Галлея с 1985 по 1986 год и вспышка сверхновой в Большом Магеллановом облаке в конце февраля 1987 года; 23 декабря 1983 года с помощью «Астрона» были выполнены наблюдения симбиотической звезды в созвездии Андромеды. По количеству результатов считается одним из самых успешных космических проектов в СССР.



7. Современная разработка - универсальный разгонный блок "Фрегат", который может быть использован в составе ракеты-носителя среднего и тяжелого классов. Первый пуск разгонного блока «Фрегат» состоялся в 2000 году с космодрома Байконур.



Применяется для выведения космического аппарата на опорную орбиту искусственного спутника Земли; выведения космического аппарата с опорной орбиты на высокоэнергетические орбиты, в том числе на геостационарную и геопереходную; ориентации и стабилизации головного блока на пассивном и активном участке полета.



8. Все слышали в новостях "произведена корректировка орбиты". Так вот это корректирующий двигатель. Диаметр сопла всего около 1 см.



9. Орбитальный аппарат ИСЗ "Прогноз".



Хочется напомнить, что почти все представленные в музее аппараты реальные. Макетов очень мало и я это указал в описании.

Благодарю организаторов фототрипа и сотрудников НПО им. С.А.Лавочкина за предоставленную возможность съемки в музее, в запасниках музея и за возможность прикоснуться к истории освоения космоса.

Москва, Фото, НПО Лавочкина, пресс-тур

Previous post Next post
Up