(no subject)

Nov 15, 2013 20:35



Многоразовая космическая система (МКС) «Буран» - именно так в официальных документах называлась система, ставшая впоследствии известной как универсальная ракетно-космическая транспортная система (УРКТС) «Энергия» - «Буран». История её создания является одной из самых интересных страниц в отечественной космонавтике.
Когда в конце 1960-х годов в США развернулась широкая пропагандистская кампания за создание многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Спейс Шаттл», специалисты в СССР поначалу недоумевали: с какой целью на самом деле американцы решили тратить уйму средств на такую сложную и очевидно заведомо неэффективную как транспортное средство разработку. Ведь не настолько наши специалисты были наивны, чтобы всерьёз принять на веру тиражировавшиеся досужие рассуждения о выгодности многоразовых ракетно-космических систем и явно заниженные оценки затрат на каждый запуск «челнока».
Очевидно, были какие-то иные причины, побудившие США приступить к реализации этой программы. Но какие? И почему программа финансировалась как одна из наиболее паритетных (на первом этапе) и по линии НАСА, и по линии Министерства обороны США?
Анализ множества публикаций в СМИ поначалу не давал ответа на поставленный вопрос, так как они были перенасыщены откровенной дезинформацией. Американцы в этом деле преуспели. Но информация, получаемая из других источников, проливала немного света на эту загадку.
Были известны и широко обсуждались следующие задачи МТКС «Спейс Шаттл»:
- доставка различных космических объектов (космических аппаратов, разгонных блоков, межорбитальных буксиров и других полезных грузов на низкие околоземные орбиты);
- спуск на Землю (возвращение с низких околоземных орбит) различных представляющих особый интерес космических объектов, например уникальных, дорогостоящих или (в случае необходимости) выведенных другой стороной;
- техническое (планово-профилактическое) обслуживание и ремонт космических объектов на низких околоземных орбитах;
- обеспечение выполнения особо важных космических экспериментов на низких околоземных орбитах в интересах научных и других организаций, в том числе Минобороны США.
Ставились, конечно, негласно и специальные задачи в интересах военных ведомств США. Среди них полагались возможными выполнение за¬хвата и спуска на Землю космических объектов иных стран, перехвата и уничтожения искусственных спутников, разведка (наблюдение) из космоса с использованием бортовых комплексов специальной аппаратуры.
Советские учёные, инженеры и специалисты конечно же обратили внимание на рекламировавшиеся аэродинамические манёвры в атмосфере Земли, которые были способны совершать корабли «Шаттл», в том числе манёвр «нырка» (формирования траектории погружения в верхние слои атмосферы до высот около 80 км и последующее формирование подъёма высоты полёта до заданной орбиты). К тому же, как настораживающее дополнение, прошли сообщения о ведущихся в США исследованиях весьма специфиче¬ских головных частей небольших ракет. По оценкам, эти ракеты в количестве до 12-13 единиц могли помещаться в грузовом отсеке «челнока», их головные части с ядерными зарядами были способны с огромной скоростью «прошивать» атмосферу и с высокой точностью поражать наземные цели.
Не прошло незамеченным и промелькнувшее сообщение о предполагаемой возможности какой-то странной, с необо-значенными целями, экстренной загрузки грузового отсека уже готового к запуску «челнока» при его старте с военной базы Вандерберг (которая должна была стать ещё одним местом старта кораблей МТКС «Спейс Шаттл» помимо космодрома имени Дж. Кеннеди на мысе Канаверал, штат Флорида).
Постепенно становилось понятным: у США появляется возможность использовать «челноки», помимо прочего, для нанесения внезапного ядерного удара по жизненно важным целям в СССР, в первую очередь по центрам принятия политических и военно-стратегических решений. В сценарии возможного начала военных действий, рассматривавшемся американскими «ястребами» против Советского Союза, успех такого удара играл бы ключевую роль - только так в те годы можно было попытаться парализовать на несколько часов механизм принятия решения о нанесении ответного ракетно-ядерного удара.
Сомнения практически развеялись, когда появилась информация о заявленных диапазонах азимутов пусков «челноков» с базы Вандерберг (там стартовый комплекс, в конечном итоге, так и не был введён в эксплуатацию). Оказалось, что пучок возможных траекторий полёта «челнока» уже на втором полувитке его орбиты полностью накрывает всю территорию СССР.
Специалисты, занимающиеся расчётами полёта космических аппаратов, хорошо знают, что все их возможные трассы - проекции траекторий на поверхность Земли - при старте из одной точки пересекаются через полвитка тоже в одной точке (её называют антиподной), только с другой стороны земного шара.
При запусках «челноков» с базы Вандерберг эта антиподная точка расположена в Индийском океане ближе к юго-восточной части острова Мадагаскар. Понятно, что если поставить целью в определённой, угрожающей безопасности страны обстановке перехватывать «челноки» ракетными средствами, то такие средства целесообразно было размещать в районе этой точки.
А тут как раз стало известно о создании военно-морской и военно-воздушной баз США на острове Диега-Гарсия в Индийском океане. Трудно придумать лучшую дислокацию для Вооружённых сил, задачей которых являлась бы нейтрализация наших противокосмических средств. Совпадение представлялось настораживающим. Эти соображения были проработаны и доложены в 1975 году руководству НПО «Энергия», а затем стали предметом обсуждения в аппарате правительства.
Что в такой ситуации надо было делать? Создавать систему противодействия возможному использованию «челноков» в целях агрессии против СССР и его союзников? Технически и экономически эта задача была бы во много раз проще и дешевле, чем создание самих «шаттлов». Но этот путь явно привёл бы к прямому вооружённому противостоянию СССР и США в Индийском океане. К счастью, в руководстве нашей страны тогда были люди вполне здравомыслящие, - политика, призывающего «мыть сапоги в водах Индийского океана», ещё не было видно на политическом горизонте. Поэтому в 1976 году руководством Советского Союза было принято хотя и неожиданное для многих технических специали¬стов, но весьма дальновидное решение - о «симметричном» ответе США.
Другими словами, было решено создать многоразовую космическую систему, которая получила название «Буран», с орбитальным кораблём (ОК), близким по своей геометрии с кораблём МТКС «Спейс Шаттл». Инициатором и проводником в жизнь этого решения, видимо, был Д.Ф. Устинов. Напомним: в те годы и министр общего машиностроения С.А. Афанасьев, и министр авиационной промышленности П.В. Дементьев по разным причинам противились развёртыванию этих работ. Инициатива исходила и не от генерального конструктора НПО «Энергия» В.П. Глушко, который в 1974 году перешёл на новую для себя работу в бывшее КБ С.П. Королёва совсем с другими задумками, но принял к исполнению это поручение руководства страны.
Дальнейшее развитие событий известно. В рамках работ по МКС «Буран» была создана самая мощная отечественная РН «Энергия» сверхтяжёлого класса с технико-эксплуатационными характеристиками, не достигнутыми в мировой ракетно-космической технике и по настоящее время. В разработке и реализации проекта РН участвовали: НПО «Энергия» (головное предприятие по проекту РН и МКС в целом, главный конструктор - первый заместитель генерального конструктора НПО «Энергия» Б.И. Губанов) с кооперацией сотен предприятий и организаций, среди которых работали КБ «Южное» и Южмашзавод, КБ «Энергомаш» и Энергомашзавод, КБ химавтоматики, завод «Прогресс», НПО ЭП, КБ ОМ, КБ ТМ, НПО «Криогенмаш», ЦНИИмаш и другие. Этап лётных испытаний был начат 15 мая 1987 года запуском беспилотного космического объекта «Полюс». Следующий пуск, с беспилотным ОК «Буран», состоялся 15 ноября 1988 года. Оба пуска в части РН были осуществлены безукоризненно.
В Советском Союзе были построены и многоразовые орбитальные корабли. Всего планировалось ввести в строй флот из шести таких лётных изделий, но в космосе успело побывать лишь одно из них (кроме того, были изготовлены и функционировали полномасштабные изделия для горизонтальных лётных испытаний, для различных наземных испытаний конструкции и бортовых систем, включая комплексный наземный стенд для испытаний электрических, пневмогидравлических и электронных бортовых систем и сопровождения полёта). Эти изделия создавались в кооперации около шести сотен предприятий страны во главе с НПО «Энергия» - головным по проекту ОК «Буран» в целом. Проект корабля стал творением двух ведомств - Минобщемаша и Минавиапрома, которые впервые, в непростых организационных условиях, были объединены одной тематической работой, необходимой для обеспечения безопасности страны. Главным конструктором ОК «Буран» был назначен первый заместитель генерального конструктора НПО «Энергия» Ю.П. Семёнов. За создание планёра ОК и обеспечение полёта ОК на атмосферном участке ниже 20 км и его посадку отвечало НПО «Молния» во главе с выдающимся авиаконструктором Г.Е. Лозино-Лозинским. В проекте также участвовали такие известные головные предприятия и организации, как НПО АП, НИИ КП, НПО ИТ, МНИИ РС, ВНИИ РА, МОКБ «Марс», НИИ АО, ЭМЗ им. Мясищева, КБОМ, ВНИИТРАНСМАШ, НИИ МАШ, ЦНИИ¬маш с ЦУПом, ЦАГИ, НИИФТИ, завод «Звезда», ЛИИ, ИПМ АН СССР, ЗЭМ, ТМЗ и другие.
Была создана впечатляющая своими мас¬штабами инфраструктура на космодроме Байконур, обеспечивающая запуски отечественных «челноков» на РН «Энергия» сверхтяжёлого класса, а также других полезных грузов (ПГ) массой до 100 тонн, а в перспективе в диапазоне от 25 тонн (РН «Энергия-М») до 200 тонн (РН «Вулкан»).
Инфраструктура космодрома включала:
- технический комплекс для подготовки РН, ОК и других ПГ к запуску, в составе которого функционировали монтажно-испытательные комплексы (МИК) РН и МИК КА, средства транспортировки сборки РН+ОК (ПГ) на старт из МИКа;
- стартовый комплекс (с двумя стартовыми позициями - универсальный комплексный стенд-старт и основной старт);
- посадочный комплекс ОК (первой очереди - с основной взлётно-посадочной полосой, средствами навигационного обеспечения привода и посадки ОК и транспортной авиационной техники, доставлявшей крупногабаритные изделия системы для сборки в МИКах, а также со средствами перегрузки и послеполётного обслуживания ОК и крупногабаритных грузов; планировалось на второй очереди создать ещё два аэродрома - запасных, на Камчатке и в Крыму, для обеспечения возможности посадки на них ОК в случае необходимости экстренного спуска на Землю);
- автоматизированную систему подготовки и пуска;
- привлекаемый пристартовый измерительный комплекс космодрома.
Технически и экономически со всеми задачами, возникшими при реализации проекта МКС «Энергия» - «Буран», нашей стране, нашим учёным, инженерам, специалистам, организаторам и координаторам работ, производственникам удалось успешно справиться. И этим нам, участникам работ по проекту, и всем гражданам нашей Родины, бесспорно, можно и следует гордиться. Два успешных запуска, выполненных в рамках лётных испытаний отечественной многоразовой космической системы, стали во многом решающими для отрезвления американских «ястребов», проповедовавших эскалацию военного противостояния двух супердержав, в том числе выдвинувших доктрину звёздных войн. Эти запуски заставили политиков обеих стран сесть за стол переговоров и остановить бессмысленную для обеих сторон эскалацию.
Тем более что прогресс очевидно шёл и в других областях ракетной и космической техники, в частности в области стратегических видов вооружений. Уже в середине 1980-х годов стала исчезать актуальность систем «Спейс Шаттл» и «Буран», представляемых на начальных этапах этих проектов одними из важнейших составляющих в системах вооружения двух сверхдержав. Военные в обеих странах теряли к ним интерес, который сужался до решения лишь некоторых вспомогательных задач. В этих новых условиях руководство СССР признало нецелесообразным продолжать тратить большие средства на многоразовую космическую систему. Работы по теме были «приостановлены».
США же, будучи гораздо более богатой страной, позволили себе сохранить созданный парк «челноков» для решения некоторых транспортных и научных задач, пусть и не самым дешёвым способом. Исходя из открытых публикаций структуры бюджета НАСА, в 2003-2005 годах на выполнение работ по программе МТКС «Спейс Шаттл» выделялось около 3,2 миллиарда долларов ежегодно. Учитывая количество фактически реализованных полётов «челноков» (всего 135 запусков), можно оценить, что средние затраты из бюджета США на каждый полёт находились, как минимум, в диапазоне 350-450 миллионов долларов.
В СССР судьба МКС «Буран» сложилась иначе. Для неё не нашлось 100-тонных «гражданских» полезных нагрузок, а резко сократившиеся после начала перестройки объёмы текущих задач в космосе можно было решать уже давно эксплуатируемыми типами одноразовых РН, что и делается до сих пор. При этом, начиная с 1990-х годов, российские РН часто играют, к сожалению, незавидную роль «извозчиков», выводя на околоземные орбиты зарубежные коммерческие спутники и спутники двойного назначения по ценам, дешёвым по сравнению с ценами запусков на американских и европейских РН.
Распад СССР ускорил окончательную гибель и МКС «Буран». Последняя точка была поставлена 12 мая 2001 года, когда рухнувшая крыша выведенного из эксплуатации и практически бесхозного МИК РН на космодроме Байконур похоронила под собой восемь рабочих-строителей, ремонтировавших крышу, и имевшийся задел по РН «Энергия», и единственный побывавший на орбите корабль «Буран». Всего на проект МКС «Энергия» - «Буран» было израсходовано около 15,6 миллиарда доперестроечных рублей, авиационная и ракетно-космическая отрасли создали новейшие передовые технологии, многие из которых оказались заброшенными, невостребованными, а некоторые - просто украденными или задёшево приобретёнными коммерческими дельцами, в том числе и зарубежными. Хотя в бюджете СССР за¬траты на проект составляли и не столь уж большую сумму, например по сравнению с затратами на оборону, но как этих средств и ресурсов, затраченных на проект, не хватало тогда и в авиации, и по другим направлениям прикладной космонавтики! Означает ли сказанное, что труд и средства, ушедшие на создание МКС «Буран», были потрачены впустую? Доступная на сегодня информация позволяет нам однозначно сказать - НЕТ!
Потенциальные возможности отечественной многоразовой системы были намного значительней, чем у американской системы «Спейс Шаттл». Технически наша многоразовая космическая система «Энергия» - «Буран» оказалась гораздо лучше приспособлена для развёртывания средств противоракетной обороны в космосе. В США эта программа была широко разрекламирована под названием «звёздные войны». Решение наших конструкторов строить систему как симбиоз двух независимых сегментов - ракетного и космиче¬ского - оказалось намного более удачным. Наша РН «Энергия» могла выводить на орбиту тяжёлые космические аппараты массой до 100 тонн. Пример тому - демонстрационный аппарат специального назначения под названием «Полюс», ставший первой полезной нагрузкой РН «Энергия».
В то же время американский «челнок» был ограничен возможностью запускать аппараты массой не более 30 тонн, размещая их в грузовом отсеке «челнока». Практически же масса ПГ в этом отсеке могла быть не более 15-20 тонн - с учётом нагрузок на конструкцию «челнока» при посадке на основной или запасной аэродром в случае нештатной ситуации на участке выведения. А этого для ведения «звёздных войн» США было бы явно недостаточно. Это стало ясно, когда противостояние между США и СССР грозило до¬стичь апогея, по крайней мере финансового, и было готово перейти на космические орбиты.
Политическое руководство СССР сумело воспользоваться этим достигнутым преимуществом в ходе переговоров на высшем уровне по ограничению стратегических вооружений. В итоге страна не была втянута в новый разорительный виток гонки вооружений, требовавший уже не полутора десятков, а сотен миллиардов доперестроечных рублей.

Вячеслав ФИЛИН, доктор технических наук
Олег СИНИЦА, главный специалист

Постоянный адрес cтатьи: http://gazetakoroleva.ru/?number=2013128&st=162

buran, space shuttle, energia

Previous post Next post
Up