"Московский комсомолец" За восемь месяцев действия Закона о торговле участники рынка так и не стали его соблюдать. В 80 проверенных с начала августа торговых сетях антимонопольщики нашли около 7 тысяч нарушений. Цена на продукт за время его следования от поля до прилавка раздувается десятками способов. Тем не менее нарушители зачастую отделываются лишь рекомендациями от надзорного органа. “МК” решил разобраться, кто же наконец остановит рост цен на продукты.
На то, чтобы привыкнуть к Закону о торговле, который вступил в силу 1 февраля 2010 года (но ряд его основных положений заработал лишь 1 августа), поставщикам и торговцам дали полгода. Ограничений было введено и впрямь немало. В частности, для торговых сетей были установлены предельные сроки оплаты поставщикам продуктов (в зависимости от сроков их хранения). Закон также запретил бонусы поставщика для ритейлеров, обязал сети раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщиков в Интернете и т.п.
То, что участники рынка не успели привести договора в соответствие с новыми нормами, стало ясно в конце августа. “По итогам проверки у нас появилось представление, что большинство сетей до 1 августа ничего не меняло, - объяснил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. - Практически все договоры, которые мы рассматривали, были только пролонгированы”.
В ходе проверки выяснилось: торговцы закладывают в цены запрещенные расходы. “Они в конечном итоге попадут в цену продуктов, за которые будут расплачиваться потребители”, - обрисовал ситуацию первый вице-премьер Виктор Зубков 24 сентября на совещании по продрынку. По данным антимонопольщиков, цены при помощи разного рода ухищрений могут вырастать в разы - так, в торговых сетях Алтайского края были зафиксированы факты завышения на 300-400%.
Что чаще всего незаконно подогревает цену продуктов? Самое распространенное нарушение - затяжки с платежами поставщикам (ФАС обнаружила около 1,4 тысячи подобных случаев). На втором месте - включение в договор поставки рекламных и маркетинговых услуг (около 1,2 тыс. случаев). Также покупателей заставляют платить за транспортировку или замену оборудования, включают в цену запрещенные вознаграждения и бонусы. Кроме распространенных в ходу и более экзотические методы - например, когда сеть требует у поставщика скидку при приобретении социально значимых товаров. Практически при всех проверках в договорах были обнаружены те или иные нарушения, говорят в ФАС.
- Предъявить претензию торговой сети сложно, - рассказал “МК” представитель компании - поставщика круп. - Они могут начать шантажировать: будете возмущаться, не возьмем ваш товар на реализацию.
Кроме торговцев в ходе проверки были вычислены и недобросовестные чиновники. Так, власти пяти регионов ограничивали движение товаров в другие субъекты Федерации. Например, в Ставропольском крае запретили вывоз муки в Ростовскую область, привел “МК” пример замглавы ФАС Андрей Кашеваров.
Тем не менее никаких санкций, кроме предупреждений, ФАС в вышеперечисленных случаях пока применить не может. Недобросовестных участников рынка нельзя наказать из-за отсутствия необходимых поправок в Кодексе об административных нарушениях. Их по плану должны рассмотреть на осенней сессии Госдумы. По словам депутата Натальи Ермаковой, в разработке находятся три законопроекта. После их принятия штрафы для юрлиц будут колебаться от 100 до 500 тыс. рублей за относительно мелкие правонарушения до процента от месячного оборота за крупную провинность.
Правда, провинившиеся должностные лица пострадают не очень существенно. Так, тот, кто чинит препятствия для доступа на рынок, будет оштрафован на 20-40 тыс. рублей. Очевидно, что от “прикормленной” компании чиновник мог бы получить в десятки раз больше.
В результате из-за правовых пробелов и несогласованности в действиях чиновников и участников рынка страдает в первую очередь потребитель. Ситуация с гречкой и яйцами в этом году показала, что спекулятивные настроения способны взвинтить цены до 200%.
В правительстве надеются на “ценовые ориентиры”, которые должна выработать комиссия по мониторингу и реагированию на изменение цен на продовольствие под управлением Виктора Зубкова. Однако степень обязательности решений комиссии пока не уточнена. Андрей Кашеваров лишь поясняет, что его ведомство под ценовым ориентиром понимает “справедливую цену, индикатор цены”. В случае несоответствия ему служба будет отслеживать всю цепочку участников рынка, а “слабое звено” проверят на предмет ценовых сговоров. Но еще не решено, войдет ли ФАС в правительственную комиссию.
Между тем, со второй половины июля по настоящее время антимонопольное ведомство успело возбудить уже 130 дел по факту завышения цен на социально значимые продукты. При этом 70% из них приходится на сектор муки и хлебобулочных изделий. По десяти делам, по словам Кашеварова, уже признан факт сговора. Фигурирующим в них поставщикам грозят оборотные штрафы размером от 1 до 15% прибыли. Возбуждены дела в тех случаях, где нет оснований для роста цен, поясняют в ФАС. Например, запасов зерна в РФ сейчас на 10% больше, чем год назад. Поэтому никаких причин для роста цен на хлеб и муку нет.