Реформирование и модернизация российской системы образования близка к своему логическому завершению: уже скоро от школ и вузов останутся просто названия. Качество обучения не нравится ни министру образования, ни академикам РАН, ни другим специалистам. Но сделать никто ничего не может - потому что они, похоже ничего не решают.
Выступая на форуме "Молодёжь и наука" в Нижнем Новгороде, президент Российской академии наук Александр Сергеев заявил об ухудшении качества российского образования и раскритиковал уровень знаний выпускников российских вузов. По мнению академика, качество студента на выходе из университетов падает, в том числе из-за последствий кризиса 90-х и 2000-х годов, а также из-за уровня школьного образования.
По мнению Сергеева, одна из самых серьезных проблем современного школьного образования - это отсутствие идеологии, которая «должна строиться на тех ценностях, которые объединяют» жителей страны. Вторая проблема - престиж профессии учителя, который необходимо поднимать при поддержке университетов и РАН.
Согласен с падением качества образования министр просвещения России Сергей Кравцов. По его мнению, к снижению качества знаний в стране приводит многообразие учебных программ в школах и отсутствие единства в сфере образования. Воссоздание единого образовательного пространства и разработка содержательного минимума по каждому предмету должны помочь исправить ситуацию, верит министр.
А вот президент Всероссийского фонда образования, доктор философских и педагогических наук, профессор Сергей Комков, напротив, уверен, что система образования сильно пострадала из-за ЕГЭ. В результате сегодняшние выпускники на первом и даже на втором курсах вузов фактическим проходят курс средней школы, восполняя те знания, которые должны были получить в рамках среднего образования.
Особенно забавно выглядят в этой ситуации те, кто приходит в вузы с высокими баллами за ЕГЭ. «Потом преподаватель встречается с этими своими новыми студентами, он приходит в ужас, выясняется, что студент, которого он получил, не знает русского языка. Вся школьная система заточена именно под это, не под то, чтобы выпустить знающего, понимающего, а самое главное, хорошо образованного человека, а человека, напичканного неким набором знаний, умений и навыков», - рассказал профессор Комков.
Особенно это актуально для медицинской науки: мы тоже наблюдаем приток в здравоохранение недостаточно подготовленных людей. Соответственно, тратится масса времени и сил на их дообучение, и не всегда эти траты оправдываются, считает главный детский онколог-гематолог, член президиума РАН Александр Румянцев. По его словам, качество образования снизилось уже и в медицинских вузах.
Неграмотные школьники, превращаясь в неграмотных студентов и затем в неграмотных специалистов, представляют вполне реальную угрозу всему обществу. Врачи, не умеющие лечить и строители, не умеющие строить - это, к сожалению, уже становится обыденностью.
Источники:
Комсомольская правда,
Научная Россия,
Независимая газета,
ТАСС