Если раньше чиновники воровали в свободное от основной работы время, то теперь они явно считают воровство своей настоящей работой. Как иначе объяснить, что до 60% стоимости фильмов, снимающихся нашими «мастерами искусств» при господдержке, немедленно переводится в офшорные «прачечные», а кино, снятое при этакой «господдержке», никто из зрителей не видит?
По всей вероятности, Минкульт с Фондом кино наладили эффективную схему вывода денег за рубеж, а счетная палата ее случайно рассекретила. Успокаивает лишь то, что за выявленные нарушения как обычно никого не накажут. А воровать культурные чиновники смогут как-нибудь еще, например - посредством выставок и передвижных экспозиций.
Счетная палата проверила деятельность Минкультуры и подведомственного ему Фонда кино с 2017 года по сентябрь 2019 года. Вопросы появились буквально ко всему - от работы экспертных советов и критериев, по которым они оцениваются заявки, до эффективности использования выделенных средств и дальнейшей судьбы собственно денег.
Например, согласно отчету, до 60% от сметной стоимости фильмов направлялись в офшорные компании или в российские фирмы со штатом от 1 до 9 человек. При этом, напомним, за 2018 год Минкультуры выделило на производство национальных фильмов 4,1 млрд руб. субсидий, Фонд кино - 3,5 млрд руб. В 2019 году объем дотаций во время проверки равнялся, соответственно, 197 млн и 4 млрд руб. Масштабы воровства и мощь бьющих в офшоры денежных потоков легко подсчитать самостоятельно.
Также проверяющим оказалось непонятно, чем руководствуются жюри конкурсов по направлению господдержки при принятии решений о том, какой именно фильм получит грант? Успешность в прокате предыдущих фильмов претендента на господдержку никем не учитывается, зато нередко случается конфликт интересов: например, студия «Союзмультфильм» получила господдержку благодаря решению экспертного совета, в который входили ее представители. Грубо говоря - сами выписали себе грант, сами его потратили. Отличный план! При этом, как отмечается в отчете, результаты голосования экспертов нигде не хранятся, и спросить за поддержку некачественных проектов оказывается не с кого. За распределение миллиардов, как выяснилось, не отвечает вообще никто.
Особенно цинично это выглядит на фоне того, что больше половины фильмов, снятых при господдержке, зрители так и не увидели. Начиная с 2015 года Минкульт успешно профинансировал 155 картин, но больше половины из них в кинотеатрах посмотрели меньше 10 000 зрителей. Более того, у 30 «господдержанных» картин не набралось и 1000 зрителей.
Комедия Дмитрия Астрахана «Любовь без правил», получившая субсидии в шесть миллионов рублей, вообще не шла в кинотеатрах. На фильм продюсера Александра Тютрюмова «Весури» в кино не пришел ни один человек, а комедию «Бесславные придурки» посмотрели целых 230 зрителей. Финансирование на две эти ленты составило 56 миллионов рублей.
Не то чтобы воровство бюджетных средств было для нас, жителей новой России, чем-то удивительным. Но вот стоит ли теперь честным людям воспринимать всех этих продюсеров, режиссеров и актеров в качестве моральных авторитетов, или им после всего этого даже руку подать неприлично, вот в чем вопрос.
Источники:
ПАСМИ,
РБК,
Фонтанка