Некогда советское авиастроение было одним из сильнейших в мире. Но те времена, слава Перестройке, давно миновали. После нескольких судорожных попыток возродить отечественные самолеты пришла пора признать - ничего у нас не вышло. И выйти не могло, поскольку единственной понятной целью создания «надежды российской авиации» - среднемагистрального лайнера SSJ-100 были традиционные распилы и откаты.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что авиаперевозчики чем дальше, тем решительнее выражают свое неудовольствие этим ненадежным и дорогостоящим в эксплуатации самолетом. Очевидно, не за горами и конец всего проекта SSJ - уже выпущенные машины постепенно разберут на запчасти. И никого, как водится, не накажут.
Сначала - немного оперативной информации. Авиакомпания «Якутия» сообщила о своих планах прекратить использование самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) по причине «критической массы проблем». Директор по флоту «Якутии» Иван Винокуров заявил о том, что из-за низкой исправности SSJ 100 авиакомпания «фактически провалила лето», а из заявленных в летнем расписании четырех самолетов исправны были только два. В итоге «Якутия» регулярно задерживала рейсы.
Ранее другая российская авиакомпания - Red Wings - также была вынуждена отказаться от эксплуатации SSJ. А мексиканская Interjet из-за проблем с ремонтом и поставкой запчастей «приземлила» четыре из 22 своих лайнеров SSJ-100, чтобы разобрать их на запчасти и использовать в ремонте все еще работающих машин. В авиации такое решение называется каннибализацией флота.
Почему российский среднемагистральник оказался таким невезучим? Его основные пороки, смеем предположить, были заложены в самолет изначально. Ведь главными задачами еще на этапе проектирования были сохранение старой конструкторской школы и банальные распилы. Стоит ли удивляться, что только стоимость проекта разработки SSJ-100 составила около двух млрд долларов.
Дальше - больше. В феврале 2017 года международная организация "Трансперенси Интернешнл" сообщила о коррупции между компанией "Сухой" и Минобороны России при закупках для нужд Минобороны самолётов SukhoiSuperjet 100 (SSJ100). Как следует из доклада, сын первого зама министра обороны Даниэл Цаликов возглавляет департамент продаж "Гражданских самолётов Сухого". А дочь ВРИО начальника Службы безопасности полётов авиации Вооружённых сил Сергея Байнетова - Татьяна Байнетова - работает в "Гражданских самолётах Сухого" директором по контрактам. При таком раскладе качество самолетов изначально является показателем даже не второстепенным, а просто исчезающе незаметным.
Логичным было бы узнать, куда смотрит Игорь Озар - гендиректор корпорации «Сухой». Человек, напрямую связанный со всеми неприятностями суперджета, хранит гордое молчание. Возможно, ему просто нечего сказать, ведь до прихода в авиастроение он занимался производством шин. А шины - это пожалуй единственное, что у SSJ-100 еще не ломалось.
Источники:
Ведомости,
Взгляд,
Совершенно Секретно,
URA.ru