Проклятие «Роскосмоса», похоже, начало распространяться на любые российские проекты, связанные с этим ведомством даже самым малым образом. Только что «Ростелеком» вынес приговор своему старому проекту с космическим названием «Спутник». То, что должно было стать национальным поисковиком и заменить Яндекс с Гуглем на компьютерах патриотически настроенных граждан, так и осталось мутным распилочным проектом с подмоченной репутацией.
Что ждем «Спутник» в будущем - догадаться несложно. Через год-другой о нем просто забудут, равно как и о тех миллионах долларов, которые были благополучно закопаны в этот проект, и, вероятно, в конце концов, сделали счастливыми несколько «спутниковских» топ-менеджеров…
Как предполагалось, "Спутник" должен был стать "точкой доступа к цифровой инфраструктуре общества и государства", поэтому его снабдили несколькими сервисами, которые помогали пользователям найти официальную информацию, госуслугу, адреса государственных учреждений. Кроме того, одной из основных задач было обеспечить приоритет официальных источников информации и высокую релевантность по запросам.
Заявленная миссия «Спутника» - облегчить россиянам, в том числе проживающим в малых населенных пунктах, доступ в интернет, защищенный от «деструктивных явлений» и «недостоверной информации». «По запросу «школьницы» sputnik.ru должен находить девочек в аккуратных белых передничках, а не то, что выдают сейчас другие поисковики», - говорил вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов, представляя новый сайт. Он подчеркнул амбициозность проекта, заявив, что задача «Спутника» - за 4 года попасть в топ 10 ресурсов Рунета по посещаемости, используя исключительно рыночные методы, а не административный ресурс.
Однако очень сложно выйти на рынок, давно поделенный лидерами - «Яндексом» и Google, тем более если нет конкурентного преимущества, как в случае со «Спутником», говорит предправления «Финама» Владислав Кочетков. Специфика интернет-бизнеса такова, что проще создать новый сегмент и стать в нем лидером, чем оттеснить лидеров в старом сегменте.
Поэтому как технический проект "Спутник" состоялся, но как популярный в рунете поисковик - нет, признались чиновники. По данным LiveInternet, у sputnik.ru нет даже 1% поискового рынка рунета. Так, в апреле число переходов со "Спутника" на другие российские сайты составило около 100,8 тысяч, тогда как у самых популярных поисковиков - "Яндекса" и Google - были миллиарды переходов. Доля "Яндекса" в апреле составила 54%, Google - 40,8%, Mail.ru - 4,4%, зафиксировал LiveInternet.
Судьбу "Спутника" будет решать новый президент "Ростелекома" Михаил Осеевский. Окончательное решение компания примет до 1 июня. Представитель "Ростелекома" Андрей Поляков подтвердил, что планы развития "Спутника" сейчас пересматриваются, будут внесены "коррективы, соответствующие действительности", так как необходимо повысить эффективность и снизить расходы проекта.
По данным "СПАРК-Интерфакс", выручка "Спутника" в 2015 году составила 136,6 млн руб., убыток - 150,5 млн руб. При этом первоначальные инвестиции в проект составили $20 млн, а сумму общих вложений "Ростелеком" не раскрывает. Однако осведомленные источники не поленились подсчитать, что уже к 2016 году общие расходы на развитие и техподдержку непосещаемого поисковика перевалили за 2 млрд руб.
И вот теперь "Ростелеком" официально признал неудачной попытку создания национального поисковика. "Спутник", запущенный весной 2014 года, собираются переориентировать на другие задачи. Сколько миллионов в твердой валюте при этом перекачают из госбюджета в карманы заинтересованных лиц, пока не сообщается.
По материалам источников:
Ведомости,
Интерфакс,
Новая газета,
CNews