Когда на волне гласности, перестройки и ускорения обновленная Российская Федерация отказалась от смертной казни, казалось, что возврата к ней уже не случится. И действительно - де-юре смертная казнь в России не практикуется. А зачем, если с очень большой долей вероятности заключенный сам помрет - от побоев конвоя, ужасных условий содержания или туберкулеза.
Туберкулез стал настоящим бичом мест лишения свободы. Медики в открытую говорят о том, что ситуацию с чахоткой иначе как эпидемией не назвать, что уж тогда творится на зонах, страшно и подумать. И не думайте, радостно советует всем ФСИН - все у нас там хорошо и здорово. А тюремным врачам под угрозой страшных кар запрещено публично раскрывать данные по туберкулезу среди своих пациентов.
"Повторите слова Ирины Ивановны и Приклонского о том, что от туберкулеза не умирают, - говорит человек на аудиозаписи, тайком сделанной красноярскими врачами на служебном совещании. - И попробуй мне только, ****, чтобы мне, ****, кто-то сказал, что на первом месте в основном диагнозе будет туберкулез. - Че хотите, то и делаете. У них, конечно, не было ВИЧ-инфекции, ****, не было никакой сопутствующей, ****, стенокардии ****, *****".
Звездочками в речи начальника ФКУЗ МСЧ-24 Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) России, полковника внутренней службы Владимира Элярта, возглавляющего краевую тюремную медсанчасть, обозначены нецензурные слова. Да-да, господин полковник, руководитель высокого уровня, под началом которого трудятся сотни людей, спокойно изъясняется площадной бранью на совещании с коллегами.
"Я понимаю что от туберкулеза умирают. Но раз директор сказал, что не умирают от туберкулеза, значит "не умирают", - продолжает голос на записи, имея в виду директора ФСИН РФ Геннадия Корниенко. А вышеупомянутые Приклонский и Ирина Ивановна - начальник управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН РФ Александре Приклонском и его первый зам Ирина Ларионова.
Скрывать факты туберкулеза - не единственное требование полковника Элярта. Если врачи проболтаются прессе о том, что заключенных пытают, жестоко избивают и даже забивают насмерть, они могут сразу готовить на себя "справку-объективку" и "приказ о наказании".
Насколько можно судить, такая ситуация сложилась не только в Красноярском крае, но и практически по всей стране. Например, недавно начальник филиала "Туберкулезная больница" ФКУЗ МСЧ №70 Томского регионального УФСН Александр Лещев на голубом глазу заявил журналистам, что в 2016 году медики не зафиксировали ни одного смертельного случая туберкулеза среди заключенных в учреждениях ФСИН Томской области.
Поверить на слово очередному держиморде не дает простая логика - в России бушует скрытая эпидемия туберкулеза, говорить о которой в официальных СМИ почему-то не принято. А между тем ВОЗ уже не первый год бьет тревогу - число инфицированных россиян растет с каждым днем, и сегодня носителями палочки Коха, как называют туберкулезную бактерию, являются по разным оценкам от 70% до 99% населения страны. Понятно, что признать такую статистику и для руководителей ФСИН и для главы Минздрава будет аналогично расписке в собственной профнепригодности. Так что лучше и самим промолчать, и подчиненным рты заткнуть.
Еще один аргумент, не дающий поверить в поразительные успехи борьбы с туберкулезом в местах заключения - это чрезвычайно сложный процесс лечения. Чтобы даже не окончательно избавиться, а просто загнать в подполье палочку Коха, помешать ей убивать своего носителя, необходимо полгода регулярного приема медикаментов по определенной схеме. Кто-нибудь может поверить, что матерящийся на совещании Элярт будет ходить за зэками с часами и таблетками? Вот то-то и оно…
А между тем российский штамм туберкулеза - один из самых опасных в мире. Он обладает высочайшей лекарственной устойчивостью и даже в самых благоприятных условиях вылечивается полностью лишь в 52% случаев. То есть у половины заболевших. А средний уровень заболеваемости россиян тем временем, по оценке ВОЗ, в четыре раза превышает среднемировой.
Вот и остается медицинским начальникам материться на подчиненных, чтобы скрыть страшную правду от собственных сограждан. Альтернативный вариант - заняться-таки своими прямыми обязанностями и начать лечить заболевших туберкулезом заключенных - ими, похоже, даже не рассматривается.
По материалам источников:
РИА Томск,
Lenta.ru,
Newsru.com,
VladNews,
Wonderzine