Гордость советских людей - космическая отрасль - в новой России быстро скатилась в инструмент для распила и отмывания бюджетных денег. Спутники падают, ракеты отказывают, парадоксальным образом принося космическим руководителям миллионы и миллиарды.
Сейчас подходит к концу очередной криминальный эпизод - шайка топ-менеджеров двух главных космических компаний РФ готовится к посадке в местах не столь отдаленных. Факты хищения ими 300 млн бюджетных рублей доказаны, обвинение предъявлено.
Четвертое управление МВД, занимающееся выявлением преступлений на спецобъектах, предъявило обвинение группе лиц по делу о хищениях средств «Российских космических систем» (РКС) и РКК «Энергия». Только предварительная сумма ущерба превышает 300 млн рублей.
«По итогам работы предъявлены обвинения как представителям РКС и „Энергии“, так и сотрудникам связанных с предприятиями фирм и ряду бизнесменов, чьи структуры выполняли подрядные работы. Ряд фигурантов скрылись, есть информация, что они покинули Россию. Решается вопрос об объявлении их в розыск», - рассказали в ведомстве.
Схема хищений выглядела следующим образом. РКС и «Энергия» переводили фирмам-подрядчикам крупные суммы на проведение опытно-конструкторских работ. Для получения бюджетных денег всем подрядчикам было поставлено условие: крупный процент от получаемых сумм должен возвращаться в качестве «отката». В результате подрядчики вынуждены были по фиктивным контрактам переводить деньги, полученные от РКС, на счета фирм-однодневок в различных банках. Затем эти суммы обналичивались, после чего их забирали специальные курьеры.
Это далеко не первый скандал, связанный с российским космосом. В прошлом году «космонавты» также стали фигурантами громкого коррупционного дела. Тогда сотрудники экономической полиции выявили факты злоупотребления полномочиями и махинаций в период руководства в АО «Российские космические системы» Юрия Урличича. История связана с заморозкой программы «электронно-компонентной базы», за которую РКС выплатил кредит в 1,5 млрд рублей .
Наряду с главным подозреваемым - бывшим главой Роскосмоса Владимиром Поповкиным, подозрение пало и на экс-руководителя РКС. По версии следствия, Поповкин и Урличич, будучи ответственными за проект, заморозили его, оставив «Российские космические системы» в многомиллиардных долгах. Тревогу поднял новый глава РКС Андрей Тюлин, обратившийся за помощью к МВД с просьбой проверить незаконные действия своих подчиненных по факту хищений в Роскосмосе.
Подозрения о краже у руководителя появились после обнаружения пропажи с банковских счетов 160 млн рублей, которые оказались растрачены после заключения делового контракта с «Центром экспертного сопровождения клиентов». «ЦЭСК» должен был провести работы по подключению систем электроснабжения к производственным площадкам РКС, однако, несмотря на заключенное 160-миллионное соглашение, свою работу не выполнил.
Попутно выяснилось, что в январе 2011 года руководство Роскосмоса попросило РКС создать производство электронно-компонентной базы, стойкой к разрушающему воздействию космической среды. Проект оценили в 7 млрд рублей, 5 из них должны были выделить из бюджета, а оставшиеся два миллиарда должны были дать инвесторы. Первые 1,5 млрд рублей пришлось взять в кредит на РКС под поручительство руководства Роскосмоса, чтобы работы начались быстрее. Окончание проекта было назначено на 2016 год. Однако в ходе проверки выяснилось, что он был заморожен в 2011 году, а взятый под него кредит до сих пор выплачивает РКС. По версии следствия, к хищению может быть причастен скончавшийся в 2014 году бывший глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Именно он приостановил реализацию проекта, не беря во внимание обязательства перед кредиторами.
Активно «пилили» граждане и на системе ГЛОНАСС. В ходе расследования уголовного дела о нецелевом расходовании бюджетных средств, выделенных ОАО "Российские космические системы" (РКС) на создание Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), подтвердилось, что руководство организации похитило не менее 6,5 млрд рублей, сообщил в 2012 году Виктор Божков, прежде возглавлявший 4-е управление МВД, занимавшееся расследованием.
Механизм хищения был все тем же - компания заключала договоры с организациями, выполняющими научно-исследовательские работы, но не имеющими собственной материально-технической базы и специалистов. Фактически работы выполнялись штатными работниками предприятия, а оплата за фиктивные контракты переводилась на счета других фирм. Затем деньги выводились из оборота через фирмы-"однодневки".
По материалам источников:
Росбалт,
FLB,
PASMI