В крымские дорого положат сотни миллиардов рублей

Jul 28, 2016 14:20




Закапывать деньги в землю - давний обычай, воспетый еще автором сказки про Буратино. Но масштабы, которые приобретает это чиновничье развлечение в современном Крыму, явно были не в силах представить себе ни Алексей Толстой, ни его литературный предтеча Карло Коллоди.

Российские власти решили потратить крупные средства на дорожный ремонт и строительство в Крыму. Сама по себе эта идея, наверное, своевременная и даже полезная, вот только как обычно, все портят подробности и детали. И есть серьезные опасения, что деньги эти, частью попиленные, частью зарытые, принесут пользу лишь узкому кругу приближенных к ним лиц.

Новая трасса «Таврида» пройдет от Керчи до Севастополя через Симферополь и Бахчисарай. Ее протяженность составит 300 километров, а стоимость, по данным главы Крыма Сергея Аксенова, 139 млрд рублей. То есть каждый километр обойдется в 466,3 млн рублей. В эту сумму оценили чиновники типовую четырехполоску, самый сложный участок которой - горная местность под Севастополем. Причем на севастопольский участок планируется потратить мизерную (по меркам «Тавриды») сумму - 8 млрд рублей. Остальные 131 млрд уйдут на укладку асфальта по ровной степной местности.

Уместно напомнить, как в марте текущего года председатель Счетной палаты Крыма Анатолий Заиченко на пресс-конференции в Симферополе не без гордости заявлял, что стоимость строительства одного погонного километра дороги в Крыму - одна из самых низких в России: 28,2 млн рублей. «Таврида» будет дороже усредненной крымской дороги в 16 с лишним раз.

В правительстве Крыма эту коллизию объясняют тем, что на трассе будет применена импортная сверхсовременная технология укладки дорожного полотна. «Дорога будет сделана методом холодного ресайклинга. Это голландская технология, при которой вместо традиционного щебня используется перемолотый грунт, - сообщил источник в министерстве транспорта. - Кроме того, трасса частично будет проложена в обход уже имеющейся - например, она не пройдет через Феодосию, а будет построена напрямую до Симферополя через Белогорск».

Холодный ресайклинг - действительно новая для России технология. Но вот любопытный факт: в 2009 году Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия выпустила учебное пособие «Восстановление асфальтобетонных покрытий методом холодного ресайклинга», в котором профессор С.Ф. Филатов сообщал, что ремонт дорог голландским методом в три раза дешевле, чем традиционная российская укладка щебня.

Так что спрашивать, вероятно, надо не что строят, а кто строит? Подрядчик строительства, Санкт-Петербургская компания ЗАО «ВАД», в 2014 году вошла в список «королей госзаказа» по версии Forbes, заняв с полученными из бюджета 35 млрд рублей пятое место. Фирма проводила реконструкцию на трассах М-10 «Скандинавия», М-20 «Санкт-Петербург - Невель», строила трассу Санкт-Петербург - Петрозаводск. Подряд на строительство «Тавриды» компания получила без конкурса.

Владельцев компании, бизнесменов Валерия Абрамова и Виктора Перевалова, знающие люди называют «людьми Ротенбергов». Которые и сами реализуют в Крыму собственный мегапроект - Керченский мост (227,9 млрд рублей).

«Таврида» - не единственный сомнительный дорожный проект на полуострове. Еще полтора миллиарда рублей крымские власти решили потратить на ремонт 56 километров дороги Керчь - Феодосия. Тут порядок трат на километр уже соответствует ранее озвученному Заиченко прайсу, но вот качество вызывает серьезные вопросы. Ведь крымские дорожники недавно оказались в центре скандала, закидав асфальтовую дорогу землей.

Дело было в крымском Армянске. «Была дорога асфальтовая, стала - грунтовая. В Армянске, что на севере Крыма, в местной МУП „УЖКХ г. Армянск“ начали зарывать асфальтовое покрытие во дворах многоквартирных домов города. Вероятно, так местное УЖКХ решило показать, что, повысив тарифы на коммунальные услуги с 1 января 2016 года на 100%, они начали делать внутридворовые дороги», - рассказал горожанин, опубликовавший в сети видео процесса «дорожного ремонта».

Ну и еще пять миллиардов потратят в самое ближайшее время на освещение 853 километров региональных и муниципальных трасс. Какая часть этой суммы действительно пойдет по назначению, а какую спишут под видом перегоревших ламп и порванных проводов, мы, вероятно, узнает разве что из прокурорских пресс-конференций.

По материалам источников: «Крым-информ», «МК-Крым», «Новая газета», «Росбалт».

Бюджет, Дороги

Previous post Next post
Up