Последние новости с Балтики вызывают в памяти классические публикации журнала «Огонек» времен перестройки - тоталитарный диктатор десятками репрессирует цвет отечественного офицерства и генеральства. Вместо грузина Сталина теперь тувинец Шойгу, а вместо полководцев - флотоводцы. А так - все почти слово в слово.
Давайте попытаемся разобраться, за что страдает штаб Балтфлота и почему военный министр фактически пошел на то, чтобы практически оголить важнейший сектор российской обороны, не взирая на постепенно накаляющиеся отношения с блоком НАТО?
Сергей Шойгу отстранил от исполнения служебных обязанностей командующего Балтийским флотом Виктора Кравчука и начальника штаба флота Сергея Попова за упущения в боевой подготовке, а также искажение в докладах реального состояния дел, сообщили в пресс-службе Минобороны РФ. Вместе с ними под раздачу попали еще более 50 высокопоставленных офицеров штаба флота, командиров эскадр, бригад и воинских частей в чинах адмиралов и капитанов первого ранга.
Масштабы происходящего немыслимы и в истории России встречались последний раз чуть менее 100 лет назад, во время разгрома Сталиным многочисленных «заговоров военных». Эксперты удивлены как количеством зачищенных флотских командиров, так и самим фактом «выноса сора из избы» - командование крупных воинских соединений «чистили» и раньше, но публично об этом никогда не сообщалось, а изгнание неугодных оформляли как выход на пенсию или проблемы со здоровьем.
«Никто не знает, что именно произошло. Там месяц проводили проверку, но это совершенно не в стиле ни Путина, ни Шойгу - открыто говорить, за что увольняют людей, ещё и в таких формулировках. Это что-то новенькое. Остаётся только догадываться, что они натворили», - сообщил военный обозреватель Александр Гольц. С ним солидарен калининрадский политолог Владимир Абрамов: «Такого я за все постсоветское время, ей-богу, не припомню. Обычно старались увольнять по-тихому. С одной стороны, вполне возможно, что это такая демонстративная акция».
Понять недоумение экспертов легко - ведь даже упомянутая ими проверка состояния дел на Балтфлоте формально была начата по факту столкновения с польской субмариной Orzel нашей подводной лодки «Краснодар», приписанной… к Черноморскому флоту. История эта, произошедшая в апреле нынешнего года в районе Пиллаусского полуострова, освещалась в СМИ традиционно мутно - дескать то ли действительно столкнулись, то ли это было невнятное «навигационное происшествие», то ли вообще вам привиделось, не было ничего.
Дальше - больше. Следы черноморской подлодки привели ревизоров Шойгу прямиком на Балтфлот. «В ходе проверки были серьезные претензии, связанные с организацией подготовки личного состава, возникло немало вопросов по совершенствованию базы Балтфлота, - отметил военный эксперт Виктор Мураховский. - Вместо того, чтобы эти вопросы решать, командование флотом занималось очковтирательством, а министр не любит, когда ему начинают вешать лапшу на уши. Проще говоря, например, по бумагам для солдат были уже построены современные казармы с душевыми кабинами и прочими удобствами, а на деле оказывалось, что все это - недострой».
Проверка выявила не только факты вранья флотского руководства в конкретном случае, но и провальную ситуацию в строительстве и реконструкции флотских баз и военных городков, неэффективный расход выделенных денежных средств. Проверяющие также узнали о срыве государственной программы по набору на службу по контракту. «Сказалась, по аналогии с футболом, накопительная система «жёлтых карточек». Господин Кравчук нарывался на это давно. Состояние флота при Кравчуке, как говорят его подчинённые, ухудшилось даже по сравнению с его предшественниками, переживавшими времена гораздо худшего финансирования», - рассказал калининградский журналист Илья Стулов.
Один из примеров «очковтирательства» - состояние общежития военных, прозванного в Балтийске «Пентагоном». 73 офицерские семьи жили в здании, которое с 2011 года признано опасным для проживания: стёкла выбиты, помещения продуваются, горячей воды нет, стены в плесени, перекрытия время от времени рушатся, угрожая погрести под завалами людей - как это случилось в Омске. Однажды катастрофа чуть не произошла: четвертый этаж здания сложился на третий. Никто, к счастью, не погиб. Двое детей успели выбежать из помещения. Но расплющило сантехнику в туалете на этаже. Ремонт военным тогда делать не стали, жаловаться запретили под угрозой увольнения, поставили биотуалеты на улице. ОАО «Славянка», обслуживающее здание, регулярно получало деньги, но из проведённых работ обитатели общежития вспомнили только замену лампочек и замену трубы под умывальником.
Выяснилось также, что Кравчук водил дружбу с «янтарным бароном» Виктором Богданом, известным под кличкой Балет и находящимся сейчас в международном розыске. Группировка Балета занималась и вещами, непосредственно связанными с Балтфлотом. Например, несколько лет назад особисты задержали бензовоз, в кабине которого находились некто Александр Фомин, активный член группировки Богдана, и Игорь Богдан - его племянник. В бензовозе было 22 тонны дизельного топлива, украденного с кораблей Балтийского флота.
Последней каплей стало то, что Генштаб выяснил неспособность флотского руководства организовать взаимодействие межвидовой группировки войск, переданной в подчинение Балтфлоту. В 2012 году комфлоту Виктору Кравчуку была поставлена задача создать КОР - Калининградский оборонительный район, крупную группировку флота, авиации и пехоты под единым командованием. За это время флоту в подчинение были переданы штурмовая и истребительная авиация, комплексы ПВО, ракетные комплексы «Искандер», 11-й армейский корпус, включающий в себя по штату более 4 пехотных дивизий.
По замыслу Генштаба КОР должен был стать главной сдерживающей силой российской армии на западном стратегическом направлении. Балтфлот учился действовать совместно с авиацией и пехотой на стратегических учениях «Запад-2013» и «Щит Союза - 2015» совместно с войсками Западного военного округа и союзной армией Беларуси. Но проверка Генштаба показала, что все достижения флота в укреплении боеготовности оказались «липовыми», а президенту на учениях «пускали пыль в глаза».
Количество технических сбоев при выполнении задач превысило все допустимые нормы. Весь Балтийск видел, как на буксирах вывели за молы подводную лодку. После этого она, вместо того чтобы уйти под воду, задымилась.
По материалам источников:
«Военное обозрение»,
«Фонтанка»,
Ridus,
Stringer