Ошибкой было бы думать, что бизнес черных риелторов канул в прошлое вместе с породившим его бандитским беспределом 90-х. На самом деле криминальные маклеры просто надели погоны и устроились на работу в полицию. Согласитесь, что в должностях участковых, оперативников и полицейских начальников заниматься этим смертельным бизнесом как-то уютнее.
Одну из крупных банд таких вот преступников долгое время возглавлял старший оперуполномоченный профильного, 13 го отдела МУРа подполковник Владимир Храмцов. Под его чутким руководством трудились несколько десятков человек - следователи, оперативники, нотариусы, соцработники и сотрудники системы ЖКХ.
На первых порах, когда ФСБ совместно с управлением собственной безопасности МВД «шмонали» кабинет Храмцова, его руководство всячески пыталось замазать ситуацию. «Никаких обысков, вопреки утверждениям СМИ, на Петровке, 38, не проводится», - на голубом глазу заявляла официального представитель ГУ МВД России по Москве Софья Хотина. А поскольку обыски в этот момент уже не то что не проводились, а в некоторых кабинетах даже успели закончиться, очевидно, что пресс-секретарь просто покорно исполняла волю начальства, пытавшегося скрыть очередной скандал с грязным полицейским от общественности.
Однако высокопоставленные покровители подполковника Храмцова просчитались - информация получила широкую огласку, и вскоре уже официальный представитель МВД России Ирина Волк подтвердила информацию о задержании полицейского по делу о мошенничестве с квартирами в Москве. «В Москве сотрудниками Главного управления собственной безопасности МВД России в рамках сопровождения уголовного дела о мошеннических схемах по завладению квартирами установили причастность сотрудника столичной полиции к покровительству противоправной деятельности подозреваемых», - сказала она. В отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «создание и участие в организованном преступном сообществе».
Так чем же занимался господин Храмцов, сидя в кресле старшего оперуполномоченного отдела, основной задачей которого является борьба с мошенничеством в сфере недвижимости?
По своим должностным обязанностям подполковник Храмцов собирал сведения о проблемных квартирах, владельцы которых не имели близких родственников, а некоторые даже исчезали или были убиты. Он встречался с участковыми и оперативниками, работающими в разных районах Москвы сотрудниками центров соцобслуживания, представители которых ухаживают за пенсионерами, инвалидами, одинокими людьми.
После этих встреч сотрудник МУРа был обязан направлять в официальные органы ходатайства о наложении запрета на проведение каких-либо операций (купли-продажи, обмена, дарения) с квартирами одиноких пожилых москвичей. Но вместо этого Храмцов собрал довольно внушительную базу фактически бесхозных квартир, и, втянув в преступную группу нотариусов, организовал «производство» липовых завещаний. А дальше оставалось только ждать…
«Группировка Храмцова» попала в поле зрения Управления собственной безопасности, когда к ним обратился молодой оперативник московской полиции. В официальном рапорте, на который тут же наложили гриф «Секретно», офицер рассказал, что его знакомая не смогла вступить в наследство по завещанию дальней родственницы, потому что квартира успела перейти к человеку, который не имел никакого отношения к умершей собственнице жилья. Офицер провел неофициальное расследование и установил, что преступление совершено не банальными «черными риелторами», а куда более подготовленной и многочисленной группировкой, и все нити тянутся к организатору - офицеру МУРа. Опасаясь, что в ГУ МВД Москвы дело могут спустить на тормозах, офицер обратился в ГУСБ Москвы.
Храмцова и еще нескольких участников группировки взяли под наблюдение. Вскоре выяснилось, что первую сделку по захвату квартиры умершего одинокого москвича банда провернула еще в 2006 году. Опытный оперативник, Храмцов быстро понял, что попал под разработку. В апреле нынешнего года он уволился из МУРа и планировал выехать за пределы страны. Но не успел.
По материалам источников:
«Коммерсантъ»,
«Новая газета»,
«Росбалт»