Среди капитанов российского бизнеса немало талантов, самородков и умниц. Но встречаются среди них и довольно странные персонажи. Например - банкир Герман Греф, не имеющий профильного экономического образования и даже на юрфак заштатного института поступивший по льготной квоте.
Рейдерским образом захватив крупнейший в Восточной Европе банк - всем известный «Сбербанк» - Греф стал образцом, даже можно сказать идеалом антиобраза чиновника, совместившего в себе все пороки и недостатки, которые только можно вообразить.
Родился Герман Оскарович Греф в 1964 году в селе Панфилово Павлодарской области Казахской ССР. В 1982-1984 годах проходил срочную службу во внутренних войсках МВД. На юридический факультет Омского государственного университета будущий министр и банкир поступил почти без экзаменов, по квоте военнослужащих, после годовых подготовительных курсов. В 1990 году Греф его окончил и тут же поступил в аспирантуру юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Но, проболтавшись три года в качестве аспиранта, диссертацию он так и не защитил. То, что делает 95% аспирантов и соискателей, оказалось для Германа Оскаровича непосильной задачей.
По всей видимости, его влекли совсем другие эмпиреи. За несколько проведенных в Питере лет Греф успел стать фигурантом нескольких громких уголовных дел. А после таинственного убийства в августе 1997 года председателя Комитета по управлению городским имуществом Михаила Маневича этот пост достался герою нашей статьи. Так, типично для «буйных 90-х», и начался его поход к вершинам богатства и власти.
Показательным является эпизод, случившийся во время первого приезда Грефа во Францию в качестве министра. У сопровождавшего его российского торгового представителя он тихонько поинтересовался - сколько получают тут руководители крупных банков. И узнав, что порядка 3-5 млн долларов в год, энергично заявил: «Нет, нет, это очень мало, у нас будет по-другому». И действительно - прошло несколько лет, Греф возглавил «Сбербанк» и стал получать 15 млн долларов в год. То есть в пять раз больше своих европейских коллег.
Кстати, устройство недоучившегося аспиранта руководителем крупнейшего банка страны - отдельная и не менее любопытная история, имеющая все признаки рейдерского захвата. Судите сами - тогдашнего главу «Сбера» Кузьмина внеочередное общее собрание акционеров попросту выгнало, не смотря на его все еще действующий трудовой договор. Никаких альтернатив Грефу не рассматривалось, и вообще все происходящее выглядело совершенно неприлично.
Но кого могут смутить какие-то там этические вопросы? Только не Грефа, который увлеченно взялся за освоение бюджета. Его действия практически бесконтрольны - Греф он тебе и жнец (президент), он тебе и на дуде игрец (председатель правления ОАО «Сбербанк»)… Контракт себе написал по специальным формулам, включив в него огромные вознаграждения, «золотой парашют» и даже страховку для себя и родственников.
На вознаграждения топ-менеджерам банка уходит около четырёх миллиардов рублей, берущихся, в том числе, за счёт вкладов пенсионеров, которые на свои трудовые депозиты получают нищенские проценты, а также за счёт бюджетных организаций, которых обязывают работать через «Сбербанк». Вознаграждение обеспечивается, конечно, и за счет государственной финансовой поддержки в кризисные времена, которые повторяются с завидной регулярностью.
Вот уже восемь лет «Сбер» приносит Грефу сплошные ништяки - то безумный оклад (как и мечтал во Франции - почти без ограничений), то надбавки за хорошую работу (все по-честному - не более 48 окладов), то премии и бонусы, опционы, использование инсайдерской информации, рейдерские захваты, «борзые щенки» и т.д. Если добросовестно сложить все эти приятные вещи, то за год набегает около миллиарда рублей, не считая расходов «Сбербанка» на разные грефопадения: представительские расходы и служебные автомобили, служебные обеды и завтраки, арендованные самолёты и пароходы, охрану, водителей и т.д.
В цивилизованных странах все это засчитывается в суммарный доход и облагается налогом. Но кто ж их подсчитает, если весь «Сбербанк» превратился в скатерть-самобранку для многочисленных близких и дальних родственников президента и председателя правления этого замечательного кредитного учреждения? Нужна, например, подросшему сынишке от первого брака квартира - пожалуйста, вот недвижимость из пяти комнат площадью в 256 квадратных метров. Эта квартира на улице Родчельской стоит примерно 150 млн рублей, но была получена Грефом от государства по бедности, как служебная жилплощадь. Но вот она уже вроде и не служебная, и вообще не Грефу принадлежит. Своей первой жене глава «Сбербанка» также выделил на жизнь крохотную пятикомнатную «хижину», в этот раз - на Малой Бронной.
Сам же хороший семьянин и эффективный менеджер теперь проживает в тени подмосковной реликтовой рощи, на землях, отчуждённых, а проще говоря - украденных, у музея-усадьбы «Архангельское».
Грустно и даже как-то обидно, что вот был у государства большой и доступный «Сбербанк». Плохо ли, хорошо ли, но со своими задачами справлялся. А теперь, такое впечатление, главное предназначение «Сбера» - это обеспечение безбедного существования многочисленного семейства Грефов и воплощение в жизнь любых их капризов.
По материалам источников:
"Лента.ру",
Forbes,
Web-compromat