Принятые в России умопомрачительные сметы на дорожное строительство в некоторых случаях имеют вполне прозаическое объяснение. Так, например, в Челябинской области дорожное полотно принято отсыпать полудрагоценным камнем змеевиком. И даже в этом случае претензии у контролирующих органов возникли в первую очередь не к перерасходу финансов, а к недостаточной механической прочности этого минерала.
В настоящее время уточнение причиненного бюджету ущерба продолжается. Но кто измерит вред, причиненный водителям, ведь змеевик, кроме запредельной цены, еще и достаточно опасный минерал, способствующий возникновению опасных заболеваний.
Проверяя качество новой дороги М5 в Челябинской области, эксперты Росфиннадзора обнаружили, что вместо обычного щебня при отсыпке дорожного полотна у села Травники использовался поделочный камень змеевик. Полудрагоценный минерал не только слишком дорогой для использования его в таком качестве, но и слишком мягкий. Кстати, В отношении руководителя ОГУП «Челябинскавтодор», компании, которая выполняла реконструкцию дороги, уже возбуждено уголовное дело. Правда, оно пока не связано с обнаруженной «драгоценностью» - Константина Овчинникова подозревают в получении взятки.
- Нарушение было обнаружено в ходе плановой ревизии автотрассы. Когда у ревизора возникли подозрения по поводу использованного материала, было решено вскрыть дорожное полотно на одном из реконструированных участков. Взятые пробы щебня были отправлены на экспертизу. Она подтвердила, что это серпентин, который более известен как змеевик, рассказал Марат Муллаянов, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области.
О том, что будет с реконструированной таким щедрым образом трассой, пока не сообщается. Решение о повторной реконструкции может принять только суд.
- Я не думаю, что потребуется повторная реконструкция. Если речь об обычном участке дороги, то есть если это не мост, не гидротехническое сооружение, то самое страшное, что может случиться, - это дорога выйдет из строя раньше своего эксплуатационного срока. Боюсь, что к этому времени драгоценные камни превратятся в драгоценную пыль. Переделывать дорогу сейчас ради спасения минералов нецелесообразно. Повторная реконструкция дороги обойдется куда дороже, чем стоимость этих минералов, - говорит строительный технолог Сергей Винников.
Размер ущерба, нанесенного региону в результате использования змеевика не по назначению, в Росфиннадзоре пока не могут назвать даже приблизительно. Следственным органам предстоит очень внимательно изучить деятельность ОГУП «Челябинскавтодор». На время следствия генеральный директор взят под стражу. У следствия к нему есть вопросы помимо реконструкции трассы М5.
Уже установлено, что стоимость щебня, который должны были использовать для отсыпки дорог, в Челябинской области составляет 400 рублей за тонну. Камень змеевик, или серпентин, стоит не менее 3 тысяч рублей за тонну. То есть эта статья расходов при реконструкции была более чем в семь раз выше обычного. Чем крупнее фракция камня, тем выше его стоимость. В региональном управлении Росфиннадзора рассказали, что на строительстве дороги использовалась очень крупная фракция, практически булыжник.
- Я не понимаю, как можно принять змеевик за обычный гравий. Даже если он не обработан, по нему видно, что это не обычный камень. У него структура волокнистая, он зеленого цвета, и окраска у него зернистая, отметил геолог, кандидат естественных наук Сергей Петелин.
Напомним, что минерал серпентин относится к группе асбестов и может представлять серьезную опасность для здоровья. Камнерезы Урала именуют его не иначе, как «ядовитый камень». Проблема змеевик в том, что он состоит из тончайших волконец, которые, отщепляясь, могут ранить ткани легких, провоцируя туберкулез и онкологию. Попадая внутрь автомобилей, эти волокна забивают фильтры тонкой очистки и снижают ресурс автотехники.
По материалам изданий:
SiTV.ru,
SmartNews