Согласно законодательству, российские чиновники раз в год подают декларации о доходах, в которых честно и добровольно признаются в том, чем они владеют и сколько заработали. Одновременно аналогичная информация предоставляется о доходах и собственности членов семей этих чиновников. Но, похоже, до широкой общественности доходят не полные версии этих документов, а, скажем так, сокращенные.
Предположить это нас заставляет история с декларацией «короля московских строек», вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина и его супруги Лилии Наильевны. По какой-то причине в поданных столичным чиновником документах не оказались отображены владения жены, что косвенно подтвердила и пресс-секретарь вице-мэра.
Марат Хуснуллин перебрался в Москву из Казани в 2010 году. В Татарстане будущий столичный вицэ-мэр работал министром строительства, архитектуры и ЖКХ. Согласно представленной им декларации, доход чиновника за 2009 год составил 8,96 млн. рублей, а в собственности из автотранспорта находился лишь автомобиль УАЗ-452 (так называемая «буханка»). Лилия Наильевна за тот же период заработала чуть-чуть, но больше мужа - ровно 9 млн. рублей, а владела целым автопарком - автомобилем Toyota RAV-4, двумя гидроциклами, мотоциклом и снегоходом Yamaha. Также ей принадлежали четыре земельных участка общей площадью 3,97 тыс. кв. м.
Переезд в Москву сказался на доходах Хуснуллиных весьма благотворно. В 2013 году Марат Хуснуллин заработал 9,7 млн рублей, а его жена - 32,7 млн рублей. Марат Шакирзянович владеет двумя квартирами общей площадью 213,7 кв. м, тремя домами (1519 кв. м) и парой земельных участков (1867 кв. м). У Лилии Хуснуллиной в собственности два земельных участка площадью 2,92 тыс. кв. м, дом со строениями (110,3 кв. м), садовый домик (14,4 кв. м), квартира, мотоцикл Yamaha, два гидроцикла, а место старой «тойоты» занял роскошный Mercedes CLS 350.
Сохранился у жены вице-мэра и свой бизнес в Татарстане. Например, ее ООО «Инвест плюс» является крупным местным ленлордом. У ООО свыше 6 млн кв. м (600 га) земли только в Чистополе, да и на окраине Казани имеется земельный участок площадью 59,9 га. До 2012 года у Лилии Хуснулиной было также 70% в ООО «Карьер», имеющего лицензию на разработку глин в Тетюшском районе. ООО поставляет глину для Кощаковского кирпичного завода в Пестречинском районе - одного из лучших предприятий Татарстана по производству лицевого. В 2012 году, уже живя в Москве, Лилия Хуснуллина продала свою долю в ООО «Карьер» Айдару Габдуллину. Но продолжает владеть землями, охотничьим хозяйством и компанией, занимающейся грузовыми перевозками.
Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии, поясняет, что в Татарстане о бизнесе Лилии Хуснуллиной известно мало: «Я совсем не удивлен этому. У нас в России распространилась практика, когда крупные чиновники не декларируют бизнес своих жен или так декларируют, что о нем ничего не известно. При этом жены чиновников зачастую зарабатывают больше, чем они сами. Например, у мэра Казани Ильсура Метшина годовой доход в 2012 г. был 2,87 млн руб., тогда как у его жены - 49 млн руб. При этом Гульнара Метшина считается домохозяйкой».
Похоже, такая же ситуация сложилась и у Хуснуллиных. Во всяком случае, в декларациях Марата Хуснуллина, доступных на сайте правительства Москвы, эти сведения не отражены. Пресс-секретарь Марата Хуснуллина Светлана Мудрая сообщила, что полные декларации подаются в налоговую инспекцию, и ознакомить с их содержанием журналистов отказалась. То есть можно предположить, что декларации, находящиеся в открытом доступе, на самом деле далеко неполные.
По материалам изданий:
«Бизнес Online»,
«Компания»,
TATcenter.ruФото: vmdaily.ru