Фото с сайта ruslentarss.ru
Директор Мариинского театра Валерий Гергиев известен как гениальный музыкант, много сделавший для популяризации российских исполнителей во всем мире. Но это, так сказать, взгляд с одной стороны. Как стало известно в последнее время, есть у Гергиева и «темная» сторона.
Почему некоторые коллеги не желают с ним работать, коллектив Мариинки требует увольнения с должности директора а финансовая деятельность Фонда Валерия Гергиева привлекла внимание правоохранительных органов? Попробуем разобраться.
На днях в интернете была опубликована петиция в адрес министра культуры РФ Владимира Мединского с требованием освободить от должности главу Мариинки Валерия Гергиева. Авторы послания, которое пока подписали больше 100 человек, напоминают, что Гергиев занимает пост худрука театра на протяжении 25 лет. Причем за эти годы ни разу не проводились перевыборы на должность главы театра.
Кроме того, в театре царит классический, средневековый непотизм. Например, должность художественного руководителя Академии молодых певцов занимает старшая сестра Гергиева, а муж его младшей сестры работает директором Концертного зала театра. «Руководство театра нарушает трудовое законодательство РФ», - гневно пишут авторы послания, приводя в подтверждение своих слов обращение руководителей профсоюза балета театра в Минкульт и обращение художника Михаила Шемякина в судебные органы.
Тем временем профессиональный уровень театральных спектаклей падает. Сам Гергиев бывает в театре крайне редко, передоверив руководство недостаточно компетентным людям. «Состояние Академии молодых певцов Мариинского театра критическое; в результате неправильного руководства эта организация приносит невосполнимые потери в рядах молодых талантливых людей, посвятивших свою жизнь оперному искусству», - пишут активисты.
В последнее время Гергиев плотно занят идеей объединить Мариинский театр, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Зубовский институт в единый «Национальный центр искусств», который злые языки уже прозвали «культурной империей Гергиева». Но Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова уже высказалась против этого предложения. Негативную реакцию на предложение высказали и представители профсоюза Российского института истории искусств (Зубовский институт).
Еще один скандал вспыхнул в Петербурге из-за конфликта Гергиева со знаменитым художником Михаилом Шемякиным. Последний заявил, что будет судиться с главой Мариинки из-за того, что театр уже восемь лет отказывается оплачивать его работу над тремя спектаклями. «До сих пор за эти восемь лет, как бы я не просил, сколько бы писем я не писал, мне отказано в оплате за мою работу. Т.е. хореограф получил. Люди, которые работали над спектаклями, бутафоры, все получили свои деньги. А главный художник не получил ни копейки», -
жалуется Шемякин.
Немало претензий к маэстро накопилось и у людей менее именитых. «Спустя 10 лет после конкурса на Новую сцену возведено здание в стилистике торгового центра, выбивающееся из характера исторической застройки, -
пишет под петицией на сайте Change.org пользователь Анастасия Безгубова. - В новую Мариинку влито 22 млрд. рублей отечественного, нашего бюджета, наших налогов. Известно, что на этапе строительства, были колоссальные утечки капитала. Помимо этих претензий, которые не могут не бросить тень на личность инициатора нового здания Мариинки - Гергиева, - можно упомянуть и о недоступности для широкой аудитории концертов основной сцены бывшего Императорского театра... Эта политика элитарности, возможно, приемлемая в Венской опере, в Метрополитен-опера, в Английской Национальной опере, неприемлемы у нас».
Особняком стоит финансовая деятельность Гергиева и фонда его имени. С 2004 по 2011 год Гергиев привлек на расчетные счета своего фонда и связанные с ним юрлица операторов пасхальных фестивалей порядка $110 млн. На благотворительность из этих средств было потрачено около $23 млн. Куда делись остальные средства? Сказать сложно, поскольку финансовой отчетности на своем сайте фонд не публикует.
По словам бывшего директора фонда Игоря Зотова, часть средств он, по личному указанию Гергиева, перечислял самому Гергиеву в виде гонораров и материальной помощи. Так, в 2008-2010 годах Фонд Гергиева выплатил дирижеру больше 130 млн рублей по договорам пожертвования и материальной помощи, а еще около 10,5 млн рублей оплатил за маэстро НДФЛ.
Здесь, кстати, тоже
не обошлось без родственников - юридическим обслуживанием гергиевской компании ЗАО «Московский пасхальный фестиваль» занимался его двоюродный брат Казбек Лакути, возглавлявший фирму «Русправо». Когда Лакути оказался под следствием за сомнительные махинации в этой сложной системе взаимосвязанных компаний, Гергиев подписал отказ от всех претензий в его адрес.
Возможно, метящему в «императоры культурной жизни России» маэстро и впрямь лучше сосредоточиться на музыке?
По материалам
Change.org,
Forbes,
РБК